Нынче праздник у любителей трэша. В прокат одновременно вышли «Ласковый май», сага об отечественной версии битломании (какое время и место — такая и битломания), и «Тело Дженнифер» — смесь школьной комедии и хоррора, заваренная на крови по отборнейшим рецептам американского фастфуда. Школьная секс-бомба Дженнифер (Меган Фокс — «Трансформеры») и ее скромная подруга и одноклассница Ниди (ловко изуродованная роговыми очками Аманда Сейфрид — дочка-невеста из «Мамма миа!») живут в провинциальном городке с многообещающим названием Дьявольский Котел. Обещанная чертовщина начинается, когда девочки отправляются в местный дом у дороги — в эту пивную дыру приехала играть столичная рок-группа, и героиня Фокс рассчитывает соблазнить вокалиста.
В этот — первый — вечер умрут не все, но очень многие. А Дженнифер из пожирательницы мужских сердец в переносном смысле слова превратится в пожирательницу мужских внутренностей в прямом смысле слова. Парней, положивших глаз на самую красивую брюнетку школы, будут находить в растерзанном виде, с выеденными кишками. Тем временем надвигается школьный весенний бал — неплохая площадка для финала подросткового хоррора. А Ниди, недоумевая, почему ее подруга бродит ночами с вымазанным в крови ртом и изрыгает литрами черную жижу, начнет читать оккультные книжки и точить осиновый кол. Оккультные книжки же, как известно, непременно стоят рядами в киношных американских школьных библиотеках — и персонажи «Тела Дженнифер» не забывают это иронически подметить.
«Тело Дженнифер» вообще весьма иронично — это вторая работа сценаристки Диабло Коди. Коди — удивительная девица, работавшая стриптизершей и в службе секса по телефону, но однажды написавшая свой первый сценарий — «Джуно», историю беременной школьницы, по объявлению ищущей приемную семью для ребенка. Тогда дебютантку наградили «Оскаром» и захвалили критики. А вот «Тело Дженнифер» западные критики предпочли разругать — да и касса оказалась наполовину пустой.
«Тело» сплошь состоит из классики американской хоррор-мифологии — удивительно, кстати, глубокой и завораживающей воображаемой вселенной, если учесть, что создавали этот миф за сжатые сроки ХХ века. Рокеры-сатанисты, заброшенные дома и полуразрушенный бассейн, съеденные в двух шагах от школьного стадиона спортсмены, одержимая дьяволом школьная королева красоты, психиатрическая больница, больше похожая на тюрьму строгого режима…
Но штампованным школьным ужастиком «Тело Дженнифер» не становится, во-первых, потому, что весьма иронично. А, во-вторых, потому, что прекрасно написано: сценаристка Диабло Коди остается лучшим специалистом по подросткам, которых она изображает язвительно, без нежностей и на редкость правдоподобно. «Ты… ты не умеешь дружить!» — обиженно кричит в финале героиня Сейфрид своей подруге-демону, которая вот-вот начнет ею закусывать. В принципе, все, что происходит в «Теле Дженнифер», — зрелищная и довольно точная метафора дружбы школьниц — особенно красавицы и девочки в толстых очках, которые дружат с песочницы, а в какой-то момент оказываются слишком разными. Красавица постепенно отдаляется, уводимая в темные дали собственной выдающейся физиологией, — умница недоумевает и обижается.
«Тело Дженнифер» — кино весьма рок-н-ролльное. Тучи сгущаются над Дьявольским Котлом под забойную музыку, да и сама дьявольщина начинается с попытки заезжей рок-группы принести девственницу в жертву сатане, который вроде бы должен в ответ помочь музыкантам попасть в телевизор. «Ты бы знала, как трудно сейчас инди-рокерам!» — жалуется привязанной к алтарю жертве вокалист. Даже название «Тело Дженнифер» взято из песни группы Hole (весьма близкой фильму по духу, кстати).
Поэтому кино прямо-таки хочется сравнить с концертом явно хорошей группы, но сыгранным не в лучшей форме.
Тексты остроумны, бутафорская кровь льется рекой. А все участники, начиная от Меган Фокс, фетишистски обласканной камерой, играющей сытое хищное животное, облизывающее клыки, и заканчивая постановщиком бойни режиссером Кэтрин Кусама («Эон Флакс»), не лажают. Но есть какая-то расхлябанность и неуверенность — слишком много штампов для оригинального фильма, слишком мало наглости для пародии.
Тут надо оговориться, что «Тело Дженнифер» не идеальное, но славное кино — прежде всего для любителей.
Его нельзя пропустить, если вы любите, скажем, Стивена Кинга, а особенно его «Кэрри» в постановке Брайана Де Пальмы, или были некогда неравнодушны к сериалу «Баффи — истребительница вампиров». Или очарованы богатой американской демонологией-мифологией вообще. Или вам близка метафора подросткового возраста как настоящего ада с персональными демонами. Или вы просто любите слегка облагороженный и прилизанный трэш с зомби и прочими безобразиями. Если же все вышеизложенное вас нисколько не трогает, «Тело», скорее всего, оставит в глубоком недоумении: и не страшно, и непонятно, над чем смеяться, и вообще чушь какая-то.
Елена Полякова