NGS
Погода

Сейчас+16°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+16°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +14

2 м/c,

ю-в.

742мм 41%
Подробнее
2 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Реклама
Экономика Финансы, банки, страхование, инвестиции Кредитно-карточная индустрия переживает не лучшие времена

Кредитно-карточная индустрия переживает не лучшие времена

Два года назад банки отчаянно боролись за долю на рынке кредитных карт. Теперь они закрывают счета.

После нескольких лет легких денег британским кредитно-карточным провайдерам приходится столкнуться с реальным миром, который, как оказалось, устраивает против них заговоры.

Жесткая конкуренция, растущие невыплаты, ограничения капитала, законодательное вмешательство и боязнь экономического спада составляют в целом не очень привлекательную перспективу для кредитных карт.

Давление на индустрию достигло пика, когда Egg, онлайн-эмитент, купленный в прошлом году Citigroup, принял решение сбросить за борт 7% своих клиентов.

Представители Egg утверждают, что такие действия стали результатом разового анализа кредитных рисков. При этом форумы по персональным финансам полны опечаленных клиентов, называющими себя образцами честности, выплачивающими задолженности ежемесячно и подозревающими, что их бросили из-за отсутствия прибыли.

Представители Egg продолжают настаивать, что это не так. Но решение компании сообщить 161 000 клиентов, что от них отказываются, подтвердило наличие изменений в кредитно-карточной индустрии. «Финансовым организациям очень трудно зарабатывать, - отмечает Дэвид Блэк (David Black), главный консультант Defaqto в банковской сфере. – В данный момент заниматься этим бизнесом не очень выгодно, так как их потокам дохода грозит опасность».

В тот момент, когда Великобритания увлеклась покупками в разгар бума дешевого кредитования, кредитные карты начали терять долю рынка. Объем покупок по кредитным картам в стране составил в прошлом году 127 млрд., причем он ненамного увеличился с 2004 года, когда этот показатель составил 123 млрд.

В то же время объем расходов по дебетовым картам возрос с 150 млрд. до 225 млрд., так как потребители начали пользоваться овердрафтами для финансирования краткосрочного заимствования. Частично этот рост способствовал замене наличных и медленно вымирающих чеков, дебетовые карты также умудрились победить своего кредитного соперника.

«Некоторые потребители не хотят пользоваться кредитными картами – они боятся увеличения задолженности, - поясняет аналитик Datamonitor Киеран Хайнс (Kieran Hines). – Также все больше потребителей привыкают к использованию дебетовых карт для оплаты каждодневных и более дорогостоящих покупок».

Многие потребители консолидировали свои задолженности в обеспеченные займы в попытке обрести контроль над своими финансами.

Потеря рыночной доли усложнилась жестокой конкуренцией, когда кредитные организации каннибализировали друг друга, предлагая клиентам беспроцентную смену провайдера. Когда эта идея обрела популярность среди заемщиков, кредиторы начали вводить комиссии за перенос задолженности, которые сначала составляли около 2%, а теперь постепенно приближаются к 3%.

Из-за комиссий карты начали терять популярность. Стив Уилли (Steve Willey), специалист по кредитным картам, Moneysupermarket, подтверждает: «Люди не настолько часто пользуются картами, как раньше. Появились комиссии за перенос задолженности, так что потребители не меняют карты по нескольку раз».

Оказавшись лицом к лицу с кризисом, испытывающими затруднения потребителями и надвигающимся замедлением экономики, эмитенты стараются снизить риск дефолта. Представители Barclaycard, старейшей и крупнейшей кредитно-карточной организации страны, утверждают, что компания не намерена следовать примеру Egg и закрывать счета, но кредитные лимиты все же сократит и доступ к снятию наличных ограничит, если анализ кредитных данных покажет, что у клиентов появились трудности с выплатами.

Barclaycard также отправляет письма неактивным клиентам касательно «спящих» счетов, но им позволили сохранить карты по желанию.

Barclaycard отклоняет половину полученных заявок. Хотя цифры остаются неизменными, количество отказов возросло в последние месяцы, когда потенциальные заемщики столкнулись с проблемами.

В то же время индустрию коснулся ряд изменений в законодательстве, сокративших доходность. В 2006 году Бюро честной торговли (Office of Fair Trading) сократило максимальный штраф с 20 до 12 для большинства кредитных организаций, и штраф практически сравнялся с издержками компании. Персональное страхование является высокодоходным продуктом, продаваемым вместе с кредитными картами, но его условия подвергаются пересмотру Комиссией по конкуренции (Competition Commission), а несчастливые клиенты обращаются за возмещениями. Кроме того, Еврокомиссия сокращает межбанковские комиссии, взимаемые с продавцов, принимающих платежи по кредитным картам.

Дополнительное законодательное давление исходит от нового базельского соглашения по капиталу, вносящее изменение в систему расчета резервного запаса, необходимого на случай невозвратов. В то время как законы сокращают процент непогашенных ссуд, неиспользованные кредитные лимиты теперь поглощают больше капитала, чем раньше, поэтому кредитным организациям приходится сокращать лимиты и более избирательно подходить к заемщикам.

Заемщики, воспользовавшиеся преимуществами легкого кредита, страдают теперь от повышения процентных ставок, а также от увеличения муниципального налога и других расходов. Кредитно-карточная задолженность возросла в 2006 году до 2,8 млрд. с 1,1 млрд. в 2002 году, как выявило исследование банка. Непогашенные задолженности стали для банков и других кредитных организаций суровой действительностью, но кредитный кризис усложняет расчет рисков.

Даже те клиенты, кто ежемесячно вносят платежи, становятся фактором риска, в случае если у них возникнут проблемы с другими кредиторами или изменятся обстоятельства. Растет страх резкого замедления экономики или даже рецессии, и кредитным организациям приходится готовиться к тому, что их клиенты могут потерять работу, и это незамедлительно скажется на их финансовом положении.

Нейл Монро (Neil Munroe), директор Equifax по внешним связям, заявляет: «Это кредит без фиксированного срока. Существует лимит, и люди должны иметь возможность вернуться в этот лимит очень быстро. Эмитенты переоценивают риски, и те, кто раньше был в категории более надежных, перемещаются в категорию менее надежных».

По словам г-на Монро, эмитенты хотят по-прежнему выдавать кредиты, но теперь будут вести конкурентную борьбу за лучшего клиента. Кредитные организации будут проводить тщательный мониторинг поведения клиентов, чтобы убедиться, что они стоят первые в очереди на выплату в случае возникновения проблем у клиента.

На этом рынке разница между проигравшими и победителями будет очевидна как для эмитентов, так и для клиентов.

Bankir.Ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления