Продолжающееся выпрямление вертикали власти может не только укрепить единство страны, но и оставить без работы тысячи людей, чья деятельность на протяжении последнего десятилетия была овеяна мифами и легендами. О них писали книги, снимали фильмы и передавали из уст в уста страшилки про \"черного пиарщика\". Специалисты в сфере политического пиара, гении и злодеи уходящей эпохи, сегодня могут лишиться значительной части своего влияния, потеряв возможность участвовать в региональных избирательных кампаниях.
Чтобы обсудить будущее российского политпиара, корреспондент НГС встретился со специалистами в этой области.
Как это было
\"Могу сказать, что у нас в области реально может человек 5 постоянно на этом деньги делают, остальные зарабатывают штук 10 баксов раз в 2 года и потом сидят без работы, - рассказывает Михаил, сотрудник штаба одного из кандидатов на выборах губернатора в 1999 году. - Многие ездили в другие регионы бабки сшибать, чтоб как-то продержаться между местными выборами\".
Генеральный директор новосибирской телекомпании РТВ Анастасия Журавлева, участвовавшая во многих избирательных кампаниях, считает, что политический пиар - это то же самое, что и коммерческий пиар. Разница заключается только в «целевых группах». \"Товар, услуга или бренд продвигается на более локальные аудитории, - отмечает Журавлева. - Когда ты работаешь с кандидатом, то количество потребителей возрастает. Надо придумывать более совершенные тезисы, характеристики, механизмы. В остальном, это те же самые способы, методы воздействия на общественное сознание, но более ориентированные на будущее\". Управляющий партнер агентства рекламы и пиара \"Б-52\" Дмитрий Кривленя выражается короче, называя политический пиар локализованным во времени поединком, в котором допустимы все методы.
Михаил рассказывает о некоторых таких поединках: «Проводили молодежную акцию, собрали «проплаченных» 120 человек, которые получили по 200 рублей на руки, - вспоминает Михаил. - А организаторы потом на пресс-конференции рассказывали, что это был добровольный порыв полутора тысяч студентов. Или, например, на выборах один кандидат обошел другого на пару процентов, а в таких случаях всегда можно судиться, нервы друг другу трепать. А они сделали по-другому, хотя вроде ненавидели друг друга: встретились в кабинете и поговорили о том, что победивший кандидат сделает для спонсоров проигравшего, стукнули по рукам и разошлись...»
Анастасия Журавлева полагает, что потенциально можно раскрутить любого кандидата, все зависит от того, в какой он партии, с какой идеологией. «Есть кандидаты, которые более харизматичны, - отмечает госпожа Журавлева. - Тут более эффективно их общение с народом. Есть кто-то, кто наиболее интересен в телевизионных выступлениях. Есть кто-то, кто плохо говорит, но ясно мыслит и пишет. Значит надо такого человека переводить в печатное русло. Придумывать дела кандидатам - занятие неблагодарное. Можно придумывать его перспективы, его черты и улучшать это. Мы рекламируем кандидата, а не работаем вместо него».
«Это все цирк, - продолжает Михаил. - Все выборы выигрываются за счет бабок и администрации. Я ни одного честного результата не знаю. Только, может, в Алтайском крае, где Евдокимов честно пил со всеми подряд 3 месяца, ну за него и проголосовали.
Как это будет
Оценивая перспективы политического пиара в России, эксперты сходятся во мнении, что реформа избирательного законодательства и отмена всеобщих выборов глав субъектов федерации не уничтожит пиар как явление. Однако, чтобы сохранить за собой долю рынка, специалистам придется переориентироваться.
Анастасия Журавлева уверена, что политический пиар существует не только в предвыборный период, поэтому, по ее мнению, он не исчезнет. «Это еще и информационное сопровождение в обычном режиме, - говорит Журавлева. - Нам нужно учиться жить в мирное время. Теперь люди во власти ходят и говорят: \"ну что, пиарщики, кончилось ваше время?\" А я смотрю на них и думаю - оно только началось».
Свои позитивные настроения Журавлева объясняет тем, что те люди, которые находятся у власти, всегда будут зависеть от правильного пиара. А от того, как они сами будут восприниматься, зависит и их будущее, и будущее той команды, которую они потянут за собой. Ведь умный и грамотный представитель субъекта федерации нуждается в том, чтобы в его регионе, на его территории был порядок…
Источник НГС в областной администрации соглашается с тем, что с наступлением перемен пиарщики найдут способ применить свой талант в политической сфере. «У губернаторов теперь есть резонное право политически участвовать в выборах в органы законодательной власти, - отмечает источник. - А на фоне введения пропорциональной системы выборов это означает еще большое вовлечение губернаторов в процесс формирования политических партий, что, с другой стороны, имеет и свои преимущества». Выборы в органы законодательной власти не обойдутся без участия политтехнологов.
Консультант по пиару, кандидат философских наук Оксана Краевская также считает, что политический пиар не пропадет. «Куда денутся оппозиционеры? Они останутся, - утверждает Краевская. - Другое дело, что голос оппозиции никто не услышит. Избирательные технологии могут исчезнуть, а вот многие другие, например, формирование имиджа, останутся».
Управляющий партнер агентства \"Б-52\" Дмитрий Петров уверен, что с отменой региональных выборов политический пиар не умрет, а специалисты, занимавшиеся им, найдут, где применить свой опыт. \"Дело в том, что многие фирмы считают, что укрепление вертикали власти, отмена выборов их не касаются, - объясняет господин Петров. - Рынок «схлопнулся». Каждый год проходило по 20 избирательных кампаний в разных регионах. Это очень большие деньги, большие людские ресурсы. За последние 10 лет выросло целое поколение, когорта специалистов, ориентированных на получение результата в короткий срок. Эти люди в значительной степени остались без работы. Куда они переместятся? А переместятся они в бизнес. И тут начнутся опасные процессы. Люди, ориентированные на получение результата любыми средствами, идут под девизом «победителей не судят». В чем принципиальное отличие бизнес-пиара от политического? В бизнесе пиар - это бесконечный процесс, где есть тактические победы, проигрыши, но такого, чтобы раз - и все закончилось – этого нет».
Делать однозначные выводы довольно трудно. Кому-то придется убирать из резюме строчки \"участвовал в проведении избирательных кампаний\" и срочно менять профиль, уходя в смежные области. Кто-то, напротив, сделав себе громкое имя успешными проектами по наполнению урн правильно заполненными бюллетенями, возглавит департамент в крупном холдинге. И потом, долгими зимними вечерами у камина, в окружении внуков он будет рассказывать страшные сказки про \"черного пиарщика\".
Мстислав Лавринович,
специально для НГС