Все новости
Все новости

Просто магия. Кто и как делает самые красивые елочные игрушки, пугающее оружие и невероятные костюмы для Оперного театра

Фоторепортаж из мастерской театрального художника

За три года художник-бутафор Тимур Гуляев создал почти 50 кукол для украшения елок в Новосибирском театре оперы и балета

Поделиться

Самые красивые елочные игрушки Новосибирска — в Оперном театре. Необычными куклами, похожими на актеров, здесь украшены сразу три елки. С ними фотографируется весь город, когда в канун Нового года и на каникулах идет посмотреть «Щелкунчика» и другие постановки. Делает куклы-игрушки художник-бутафор Тимур Гуляев. Но это далеко не главная его работа — театральный художник сам делает оружие и обувь для героев и отвечает за сценографию и костюмы ряда постановок. Мы побывали в его мастерской и увидели то, что не видят обычные зрители. Отправляйтесь на экскурсию вместе с нами.

А чтобы разглядеть невероятно красивых кукол в деталях, посмотрите этот фильм. На этот раз наш видеооператор Антон Дигаев снял настоящую сказку. Кроме кукол-игрушек, вы увидите изящное оружие, гигантский скелет, сову из «Гарри Поттера» и даже фрагменты премьеры оперы «Кащей Бессмертный» — от эскиза до воплощения на сцене. Смотрите сами:

Еще чуть-чуть и видео загрузится

Видео: Антон Дигаев

В фойе Новосибирского театра оперы и балета зрителей встречают сразу две елки — одна украшена куклами-персонажами из «Щелкунчика», на другой — самые разные герои, включая принца Лимона, Чиполлино и Горного короля. Тимур Гуляев останавливается у чудища и начинает с любовью переставлять куклу так, чтобы ее было лучше видно.

— Идея висела в воздухе, оставалось только ее взять рукой и создать этих персонажей. Нас попросили украсить елку для фойе куклами Щелкунчиков, и первый вопрос, который мы задали, — почему только Щелкунчиков. Репертуар театра обширен, разнообразен, и персонажей в нем много. Ярких, интересных, самобытных. И уже три года мы делаем этих кукол, каждый раз дополняя уже имеющееся количество свежими персонажами с премьер, — начинает свой рассказ художник-бутафор.

В первый год для елок сделали 25 кукол, сейчас их количество приближается к 50. Художник использует самые разные материалы — и проволоку, и дерево, и пенопласт, и кожу, и ткань, и искусственные волосы.

В театре оперы и балета решили не ограничиваться персонажами только сказки «Щелкунчик». Это — лисичка из оперы «Терем-теремок»

В театре оперы и балета решили не ограничиваться персонажами только сказки «Щелкунчик». Это — лисичка из оперы «Терем-теремок»

Поделиться

Кроме Тимура Гуляева, за 4 сезона над куклами поработали более 10 человек. Это Людмила Бурая, Анастасия Сафронова, Дарья Куценко, Алина Мухамеджанова, а также Евгения Кондакова, Наталья Медведкина и Наталья Холева. Принимали эпизодическое участие Иван Покатилов, Денис Лепешев и Антон Круппа.

Чудище прячется позади одной из елок на первом этаже

Чудище прячется позади одной из елок на первом этаже

Поделиться

Некоторые куклы имеют портретное сходство с исполнителями. Любимые куклы Тимура Гуляева — те, что больше всего похожи на образ:

— Это дело чести художника — образ должен совпадать не только по костюму, но и по наиболее узнаваемой части. По лицу. Поэтому, конечно, любимчики есть — это те, которые похожи-похожи. Когда человек посмотрел постановку, вышел, посмотрел на елку и увидел то же самое, что он только что видел на сцене, только не фотографию, а куколку. Ее степень воздействия гораздо мощнее.

Кот в сапогах очень похож на артиста, который исполняет эту роль. Модель для портретирования — Евгений Козырев

Кот в сапогах очень похож на артиста, который исполняет эту роль. Модель для портретирования — Евгений Козырев

Поделиться

Людоед из того же «Кота в сапогах» чем-то похож на Константина Буинова

Людоед из того же «Кота в сапогах» чем-то похож на Константина Буинова

Поделиться

В этом году коллекция елочных игрушек-кукол пополнится персонажами из премьер сезона. А пока зрители могут рассмотреть на главной елке уже знакомых героев — крысу и солдатика из «Оловянного солдатика», девочку «Нафу» (поросенка), Моцарта из оперы «Моцарт и Сальери», рыцаря-охранника из «Кота в сапогах», «Красную шапочку», императора из оперы «Турандот».

По словам художника-бутафора, зрителям очень нравится девочка «Нафа», потому что похожа на исполнительницу роли

По словам художника-бутафора, зрителям очень нравится девочка «Нафа», потому что похожа на исполнительницу роли

Поделиться

У стойкого оловянного солдатика именной карандаш и надпись: НОВАТ, 2019 год

У стойкого оловянного солдатика именной карандаш и надпись: НОВАТ, 2019 год

Поделиться

Моцарт на елке без Сальери

Моцарт на елке без Сальери

Поделиться

Из волка получился настоящий французский хулиган.

— Когда были первые репетиции, артист, который играл волка, успел немного обрасти, и получился такой маргинальный французский хулиган в большой кепке, с шейным платком, с щетиной. Я говорю: «Классно, для образа очень подходит. Он выглядит более настоящим, давай бороду оставим», — вспоминает Тимур Гуляев.

Колоритная щетина, подходящая для образа волка, была у артиста балета, ведущего солиста НОВАТа Максима Гришенкова

Колоритная щетина, подходящая для образа волка, была у артиста балета, ведущего солиста НОВАТа Максима Гришенкова

Поделиться

Вместо звезды на елке — Арлекин на месяце. Это персонаж из оперы» Паяцы».

— Есть романтическая сцена, когда главный герой плывет на месяце над площадью и поет оттуда серенаду, — описывает куклу художник. — Картинка сама по себе очень красивая, поэтому, когда мы думали, кого же сделаем из оперы «Паяцы», единогласно сказали — Арлекин на луне.

Арлекин в опере «Паяцы» плывет на месяце высоко над площадью (сценой) и поет серенаду

Арлекин в опере «Паяцы» плывет на месяце высоко над площадью (сценой) и поет серенаду

Поделиться

Куклы-игрушки вовлекают зрителя и помогают немного продолжить спектакль — когда человек узнает героев, которых только что видел на сцене.

Особое место у гориллы из «Севильского цирюльника». Она — любимица зрителей, которая срывает овации

Особое место у гориллы из «Севильского цирюльника». Она — любимица зрителей, которая срывает овации

Поделиться

В первый год на балетной и оперной елках висели маленькие валторны и скрипки, которые делали в качестве дополнительных игрушек.

— И когда елки уже разобрали, нам сказали, что все скрипки зрители потихонечку порастаскивали. Это, с одной стороны, вроде как нехорошо. А с другой стороны, да, это признание. Потому что если уж не устояли перед соблазном утащить игрушку с елки, значит, она была хороша, — улыбается Тимур Гуляев.

После праздников куклы Тимура Гуляева поедут на новоселье — в большие стеклянные витрины на четвертом этаже. И на них можно будет любоваться в любое время, а не только во время новогодних спектаклей

После праздников куклы Тимура Гуляева поедут на новоселье — в большие стеклянные витрины на четвертом этаже. И на них можно будет любоваться в любое время, а не только во время новогодних спектаклей

Поделиться

Свою домашнюю елку художник не наряжает, потому что дома есть коты, а собирать битое стекло — так себе удовольствие.

— В детстве елку, как правило, ставили аж под самый потолок, связывая вместе 2 или 3 пихты, чтобы она была максимально пышная. Наряжать мне ее до какого-то периода было не дозволено, так что я сейчас компенсирую. Сейчас дом мы украшаем веточками, — рассказывает Тимур Гуляев.

Мимо мышиного короля сложно пройти, не остановившись

Мимо мышиного короля сложно пройти, не остановившись

Поделиться

Как делают костюмы и оружие


В детстве бутафор оперного театра хотел стать актером — у него даже сохранилась анкета из первого класса с такой записью. Потом он играл в студенческом театре и придумывал декорации и костюмы:

— Вообще в средних классах школы хотел стать программистом. Но так не получилось. Но я об этом ни разу в жизни не пожалел. Потому что то, чем я занимаюсь на протяжении долгих лет, невозможно к этому привыкнуть, невозможно этим наесться досыта, слишком уж тут много всего, слишком уж тут много профессий приходится сочетать. И ни в одной из них до конца не продвинуться.

— Это три министра, которые всё время ходят группой в опере «Турандот». И мы их и сделали одной куклой. Это такая сороконожка, у них четыре руки на троих. Это с иронией сделано, потому что у них похожие костюмы и они всё время вместе находятся и попадают в какие-то нелепые ситуации, — описывает Тимур Гуляев

— Это три министра, которые всё время ходят группой в опере «Турандот». И мы их и сделали одной куклой. Это такая сороконожка, у них четыре руки на троих. Это с иронией сделано, потому что у них похожие костюмы и они всё время вместе находятся и попадают в какие-то нелепые ситуации, — описывает Тимур Гуляев

Поделиться

Художник уже начал делать куклы из премьер этого сезона. Сегодня вместе с ним в бутафорной мастерской работает 6 человек

Художник уже начал делать куклы из премьер этого сезона. Сегодня вместе с ним в бутафорной мастерской работает 6 человек

Поделиться

Поступать в Новосибирское художественное училище ему посоветовала сестра, потому что в школе он постоянно рисовал. В театр оперы и балета Тимур попал на практику и так и остался. Теперь он постоянно работает над нетривиальными задачами.

— Я слишком много лет здесь нахожусь, чтобы вычленить какую-то одну нетривиальную задачу. От спектакля к спектаклю бывает всё нетривиальнее и нетривиальнее. Есть крупные задачи, масштабные задачи. Есть не очень сложные, но многодельные. Есть какой-то один объект, на который тратится много времени и сил, каких-то придумываний и изобретений. Сэр Джон, например, — показывает художник-бутафор на подвешенный под потолок мастерской гигантский скелет. — Нужно было сделать огромный скелет, огромный. Двухметровый. Такой не купишь. Максимум что есть — это какие-то школьные или медицинские пособия, которые маленькие и, конечно же, непрочные и не предназначены для того, чтобы летать под куполом сцены. Вот пришлось изобретать какие-то совершенно дикие технологии и всё это делать в максимально короткие сроки.

Сэр Джон — огромный двухметровый скелет

Сэр Джон — огромный двухметровый скелет

Поделиться

Тимур Гуляев сам делает для постановок шпаги, сабли и пистолеты. Оружие в «Кентервильском привидении» громкими выстрелами пугало даже артистов.

— Вот такой прекрасный образец стреляющего театрального реквизита, — показывает бутафор. — Заряжается, стреляет жевелом. Здесь есть обойма на пять патронов. Вес у него приличный, как у настоящего оружия. Артистам нужно было кататься на роликовых коньках и стрелять — конечно же, это было не самым привычным действием для оперного солиста. Кататься на роликовых коньках и палить из ружья по воображаемым вальдшнепам. Еще и петь при этом.

Оружие из «Кентервильского привидения» выглядит как настоящее

Оружие из «Кентервильского привидения» выглядит как настоящее

Поделиться

Шпаги для «Кота в сапогах» делали девушки из команды Тимура.

— Технологии по изготовлению эфеса не уступят мадридскому музею. Я очень горжусь, а может быть, хвастаюсь, что эти шпаги делали девушки. То есть это не какой-то тролль сидит и кует, варит. Это молодые красивые девушки, которые работают в бутафорном цехе, вот такие вещи могут делать. Сейчас в плане мастерства планка в бутафорном цехе стоит достаточно высоко.

Девушки Алина Мухамеджанова и Анастасия Сафронова из бутафорного цеха делают изящные и красивые шпаги

Девушки Алина Мухамеджанова и Анастасия Сафронова из бутафорного цеха делают изящные и красивые шпаги

Поделиться

Иногда на предметах бутафории можно найти шутки создателей. Например, в драматическом спектакле «Аида» за ухом у каждого слона написана кличка. Монтировщикам так удобнее их монтировать, а клички им даны по местностям фантазийной игры. Сова, как в «Гарри Поттере», сделана для воссоздания атмосферы Лондона в опере «Фальстаф», в которой даже появляется платформа 9 и 3/4.

Журналист НГС Елена Гурьянова встретила в Новосибирском театре оперы и балета Буклю — сову Гарри Поттера. Известная птица занята в опере «Фальстаф»

Журналист НГС Елена Гурьянова встретила в Новосибирском театре оперы и балета Буклю — сову Гарри Поттера. Известная птица занята в опере «Фальстаф»

Поделиться

По словам Тимура Гуляева, реквизит помогает артистам входить в образ и вдохновляет:

— Когда артист берет в руки красиво сделанную вещь, ему проще войти в образ. Без одежды это артист, в одежде это уже король. Взял в руки меч — это уже величественный король. Поставили рядом королеву, это еще и успешный король. Все вещи, все предметы — добавляют артисту вдохновения. По крайней мере, мы стараемся, чтобы добавляло.

Огромные рога, в которых танцует артист балета, Тимур Гуляев постарался сделать максимально легкими

Огромные рога, в которых танцует артист балета, Тимур Гуляев постарался сделать максимально легкими

Поделиться

Костюмы и реквизит помогают артистам входить в образ — на фото Марина Кипинган исполняет партию Кащеевны

Костюмы и реквизит помогают артистам входить в образ — на фото Марина Кипинган исполняет партию Кащеевны

Поделиться

Как работали над премьерой «Кащей Бессмертный»


Тимур Гуляев не только художник-бутафор, но и художник-постановщик. 19 декабря прошел премьерный показ оперы Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный», над сценографией и костюмами которой он работал. Образы у художника рождались из диалога с режиссером:

— У режиссера есть свое видение картинки, вернее, свое видение действия, и художник должен выполнять функцию того же самого режиссера, который умеет рисовать. Режиссер умеет видеть и строить из людей комбинации. Художник должен настолько грамотно в этот процесс влиться, чтобы нарисовать эту картину. Это как портрет по описанию. Фоторобот, только речь касается спектаклей и персонажей.

Главный режиссер НОВАТа Вячеслав Стародубцев изучает костюмы для премьеры «Кащей Бессмертный»

Главный режиссер НОВАТа Вячеслав Стародубцев изучает костюмы для премьеры «Кащей Бессмертный»

Поделиться

Позолоченный череп для «Кащея Бессмертного»

Позолоченный череп для «Кащея Бессмертного»

Поделиться

В мастерской у художника стоит макет сцены — такой, какой она позже стала в реальности. Макет позволяет лучше понять пространство — подвигать декорации, героев. Он раскладывает эскизы — костюмы героев на них черно-белые — и предлагает поиграть в игру, угадай, какого цвета герой. Итоговые цветовые решения детально обсуждаются с режиссером, потому что костюм должен соответствовать тому образу, который в итоге будет на сцене.

Съемочная группа НГС случайно оказалась в мастерской как раз в тот момент, когда обсудить работу над премьерой пришел главный режиссер Вячеслав Стародубцев. Вместе с Тимуром Гуляевым они обсудили макет сцены и посмотрели, каким выходит череп Кащея и кольчуга.

Макет позволяет лучше понять пространство — подвигать декорации и обсудить с режиссером детали

Макет позволяет лучше понять пространство — подвигать декорации и обсудить с режиссером детали

Поделиться

Съемочная группа НГС тоже посмотрела на процесс работы над сценографией «Кащея Бессмертного»

Съемочная группа НГС тоже посмотрела на процесс работы над сценографией «Кащея Бессмертного»

Поделиться

Еще через две недели мы попали в сказку — оказались на предпоказе «Кащея Бессмертного», где ожили на сцене все образы, которые мы видели нарисованными на бумаге. И это, правда, похоже на волшебство, которое делают вместе режиссер, дирижер, художники, хормейстеры и артисты.

Графичные эскизы костюмов для «Кащея Бессмертного»

Графичные эскизы костюмов для «Кащея Бессмертного»

Поделиться

Такими они оказались в цвете. Партию Кащея исполняет тенор Михаил Агафонов

Такими они оказались в цвете. Партию Кащея исполняет тенор Михаил Агафонов

Поделиться

Царевна и Кащеевна хотели любви Ивана-Королевича (Алексея Шаповалова)

Царевна и Кащеевна хотели любви Ивана-Королевича (Алексея Шаповалова)

Поделиться

Дарья Шувалова в партии Царевны — в заточении у Кащея. Чтобы попасть в эту сказку, посмотрите фильм НГС, который мы показываем в самом начале

Дарья Шувалова в партии Царевны — в заточении у Кащея. Чтобы попасть в эту сказку, посмотрите фильм НГС, который мы показываем в самом начале

Поделиться

Как описал Вячеслав Стародубцев, опера «Кащей Бессмертный» завершает парад премьер, подготовленных в условиях ограничений из-за пандемии:

— Для нас было очень важно завершить этот творческий год спектаклем с абсолютным торжеством любви и красоты в финале.

Что интересно почитать про балет

Корреспонденты НГС проникли за кулисы оперного театра — изнанка балета оказалась трогательной, тревожной и сексуальной.

День из жизни Новосибирского балетного училища, одного из лучших во всем мире — хрупкие девушки здесь тратят больше сил, чем вахтовики на Севере.

По теме

  • ЛАЙК48
  • СМЕХ1
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter