![](https://n1s1.hsmedia.ru/1c/4c/43/1c4c438c4fbb6c2bb10d551f7096f61e/656x509_1_b6f57abc57c7cb89a81bb124e2eb4143@800x620_0xCKCSDHiu_5471061527618216106.jpg.webp)
Новосибирский государственный художественный музей представляет выставку «Под одним небом». Основу экспозиции составляют произведения французских и русских художников из собрания известного московского коллекционера, инициатора многочисленных культурных проектов, основательницы фонда In Artibus Инны Баженовой. Выставка посвящена интернациональным взаимосвязям в искусстве на рубеже XIX и XX веков, в первую очередь французской и русской живописных школ, имеющих, как известно, многолетнюю достойную историю.
Инна Баженова говорит: «Для меня одинаково важны и отечественная, и мировая художественная практика. В искусстве мне интересны все точки схода: взаимовлияние, желание учиться у соседей, обмен информацией. Деятельность фонда — это отражение моего отношения к искусству как к огромному, сложному, вечно живому общемировому процессу. Визуальный язык для всех един, он понятен без перевода. Искусство — это пространство, в котором легче всего договориться».
Одна из самых ранних работ на выставке — «Бильярдист» Оноре Домье, крупнейшего французского живописца, мастера политической карикатуры XIX столетия. Его гротескные, утрированные, нарочито грубо исполненные образы вызывали восхищение Мане и Дега. Существует мнение, что Домье был первым импрессионистом.
Живописным камертоном выставки является пленэрный этюд Жоржа Сёра «Больница и маяк в Онфлёре». Это произведение недавно экспонировалось на крупнейшей ретроспективной выставке Сёра в музее Крёллер-Мюллер в Нидерландах. Важно отметить, что работы Сёра не представлены в российских музеях, что делает показ его картины в Новосибирском художественном музее событием.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/5b/39/d4/5b39d4ddf464828b785894fb20157d57/656x526_1_c3e8328292c4960ed861365834f57edf@1142x915_0xoL0MZq03_2506526184878788311.jpg.webp)
Можно с уверенностью сказать, что зрители впервые увидят произведения удивительного, ни на кого не похожего живописца Адольфа Монтичелли — современника импрессионистов, любимого художника Винсента Ван Гога.
Монмартр Мориса Утрилло перекликается с московскими городскими пейзажами, а разные варианты «сезаннизма» представлены работами Андре Дерена, Андре Дюнуайе де Сегонзака, Петра Кончаловского, Александра Шевченко и даже знаменитого соцреалиста Георгия Ряжского. Французский и русский подход к экспрессионизму демонстрируют полотна Жоржа Руо и Александра Древина.
В 2016 году культурный фонд In Artibus показывал первый вариант экспозиции «Под одним небом» в Москве, затем состоялись выставки в Уфе, Нижнем Новгороде.
В Новосибирске русская часть экспозиции исключительно богата по составу и качеству живописи — ее дополняют произведения отечественных модернистов из собрания Новосибирского государственного художественного музея. Музейные работы художников группировки «Бубновый валет» Петра Кончаловского, Роберта Фалька, Аристарха Лентулова, порвавших с традициями реалистической живописи и выступавших с формалистических позиций против идейности искусства, свидетельствуют об интересе этих мастеров к проблеме предметной формы и освоении ими принципов сезанновского стиля. Тем не менее Роберт Фальк в «Торговце старым платьем» создает убедительный психологический образ человека, а выполненный Петром Кончаловским в 1944 году в голландском стиле «Натюрморт с золотой чашей и зеленой рюмкой» становится одним из лучших воплощений мотива уюта и неспешного существования в живописи художника.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/cc/f3/a4/ccf3a41ef615ec17c9c60e285c23deb5/575x700_1_90a0e76b52ed70cee0f47f5a6e4729cf@751x915_0x2qms1EhD_6147907792329160905.jpg.webp)
Эксперименты в области формы наиболее последовательно воплощены в картине Александра Шевченко «Лучистая композиция. Утки», демонстрирующей направление лучизма. В ней разложение целого на части достигло своего апогея, подведя художественные опыты к чистой абстракции.
«Портрет Нарышкиной» Роберта Фалька, созданный по приезде в Париж, сложен по живописной технике и изыскан по цветовому решению. Первые впечатления от парижской школы и, в частности, от Амедео Модильяни реализованы здесь без потерь собственного мироощущения и свойственного художнику стиля.
По-иному звучат произведения Александра Древина «Зима. Вид из окна» и «Алтай. Приток реки Чарыш». В них возникает тема разлада с миром, предчувствие трагических событий в стране. Сюжет картины Надежды Удальцовой «Армения. Женщины в саду» более идилличен. По настроению же она близка пейзажам Древина.
Новосибирскому зрителю предоставлена интересная возможность сопоставить эталонные музейные произведения Петра Кончаловского, Александра Шевченко, Роберта Фалька, Александра Древина и Надежды Удальцовой с работами из частной коллекции.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/2e/1c/a1/2e1ca134dd4084028ab8a1e7ec5aaa64/656x533_1_ce1c5d8b6c92b2e597207743a008a0e5@1127x915_0xsNmo95y2_1638352499242875168.jpg.webp)
Выставка будет доступна для посетителей с 16 августа по 27 октября 2019 года.
Новосибирский государственный художественный музей:
ул. Свердлова, 10 / Красный проспект, 5
справки: +7 (383) 223-53-31
![](https://n1s1.hsmedia.ru/35/38/f6/3538f682fc91bde56b64f70a76f687de/656x103_1_e26be198d7b34bea5b736f9a5485e395@716x112_0xuITEm00q_3379766572821596954.jpg.webp)