NGS
Погода

Сейчас+8°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+8°

пасмурно, без осадков

ощущается как +6

2 м/c,

зап.

743мм 89%
Подробнее
3 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Реклама
Культура Екатерина Рождественская: придворная фотописица

Екатерина Рождественская: придворная фотописица

Репортаж с выставки фотографа, сколотившего целое состояние на портретах элиты, изображенной в облике персонажей из шедевров мирового искусства

У входа в Сибирский центр современного искусства — огромная растяжка, сообщающая об открытии персональной выставки Екатерины Рождественской «Частная коллекция», той самой, где с фотополотен на нас смотрят около сотни представителей селебрити, замаскированных под героев картин известных художников. На баннере стоит пометка «16+» — до этого возраста смотреть на работы фотохудожницы, среди которых встречается, к примеру, Лолита Милявская в ажурных чулках и верхом на метле (фотография из цикла рin-up), закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» не рекомендует. В остальном открывшаяся выставка представляет собой скорее собрание забавных и местами ироничных образов: звезды, примерившие на себя парадный костюм аристократов, писателей и художников прошлого, выглядят порой чистыми карикатурами. Корреспонденты НГС.РЕЛАКС побывали на выставке и выяснили, что общего у автора с придворными живописцами вроде Никаса Сафронова, а у ее работ — с настоящим искусством.

Справка: Рождественская Екатерина Робертовна — фотограф, главный редактор журнала «7 дней», переводчик, журналист. Родилась 17 июля 1957 года в Москве в семье поэта Роберта Рождественского и литературного критика Аллы Киреевой. Стала известна благодаря циклу фоторабот «Частная коллекция», публиковавшихся в журнале «Караван историй» с 2000 года.

Выставка Рождественской, открывшаяся в СЦСИ 12 сентября, включает в себя около сотни работ — больше всего здесь фотографий в стиле парадного портрета, но есть и несколько работ из других циклов, например рin-up.
С этих фотографий на зрителя смотрят, кокетливо надув губки и округлив глаза, как того требует жанр, искусно раздетые российские актрисы и звезды эстрады, правда, узнать здесь Жанну Фриске или Валерию с первого взгляда получается не всегда.
А вот эпатажная звезда Лолита Милявская, пришпорившая ведьминскую метлу, напротив, кажется самой собой.
Больше всего здесь работ из цикла «Частная коллекция», который и принес дочери известного советского поэта успех и умеренную славу: на фото звёзды эстрады, актеры, спортсмены в образе героев картин известных художников прошлого.
Так, телеведущий Дмитрий Дибров, известный своей экспрессивностью, превращается в Рембрандта, представителя золотого века голландской живописи, мастерски воплощавшего человеческие переживания в своих работах.
Певец Николай Носков неожиданно кажется женщиной, изображая человека в красном тюрбане с картины Яна Ван Эйка. Вообще работы Рождественской нередко делают стереотипный образ современного героя, примерившего чужие одежды, еще более выпуклым.
К примеру, Евгений Петросян, чье имя стало синонимом низкопробного юмора, тут выглядит пародией на самого себя, как бы подтверждая, что «Петросян — он и в Африке Петросян».
Иногда, напротив, после перевоплощения от представителя современного бомонда не остается практически ничего. Певца Тимати корреспондент смогла идентифицировать только по татуировкам, коими он в первую очередь и известен.
Екатерина Рожденственская часто признается в интервью, что при создании работ для нее важно в первую очередь внешнее сходство, а не сходство характеров. Впрочем, сходство Михаила Шаца с Джокондой, пусть и карикатурной, вызывает сомнения.
А достигнутое с помощью грима сходство исполнителя шансона Евгения Кемеровского с Полем Гогеном человека чувствительного может даже оскорбить.
Идея создавать новое на основе картин великих пришла в голову Рождественской, когда она заметила сходство современных селебритиз с персонажами старинных полотен. До этого Екатерина занималась художественными переводами. Однако эта работа…
…по признанию самой фотохудожницы, не удовлетворяла ее честолюбия. Цикл «Частная коллекция», который в 2000 году начал печатать журнал «Караван историй», сделал ее дамой светской и в меру известной, став к тому же неплохим источником дохода.
Не секрет, что профессия придворного художника всегда была делом прибыльным. Коллега Екатерины по цеху Никас Сафронов, к примеру, не скрывает, что одна из его картин на Sotheby's ушла за 64 тысячи фунтов стерлингов.
Рождественская, впрочем, в отличие от Сафронова не мнит себя пророком в искусстве, а работает как настоящий бизнесмен: над созданием одной фотографии трудится целая команда — от гримеров и костюмеров до менеджера по работе с клиентами.
Парадный портрет как жанр появился в XVII веке, крупнейшим его представителем был испанский художник Диего Веласкес. Это были портреты, где присутствовали детали, подчеркивающие положение человека в обществе.
«В парадном портрете человек обычно изображался во весь рост, в полном обмундировании или в парадном платье, но характер человека, его внутренний мир обычно не раскрывался», — рассказывает искусствовед Лилия Красовицкая.
В Россию парадный портрет пришел в XVIII веке, первыми мастерами были Вишняков и Левицкий (портрет «Екатерина II — законодательница» можно увидеть в новосибирском художественном музее).
Однако, по словам эксперта, на русской почве этот жанр развивался не очень успешно, потому что русское искусство больше интересовали тайны души, нежели пышные наряды придворных.
«Очень интересные парадные портреты были у Серова — он не просто льстил, а иронично обыгрывал образ человека, создавая его портрет. Ирония в портретах Рождественской, думаю, пошла от Серова».
В советское время качество парадных портретов понижалось пропорционально повышению в них количества лести, что особенно заметно в портретах Сталина.
«Со Сталиным вообще выходила мерзость, он превращался в красавца, хотя он был старенький, сухорукий, рябой. Об этих портретах сейчас и говорят мало, и даже смеются над ними», — комментирует Лилия Красовицкая.
Современники, промышлявшие созданием парадных портретов, о которых в художественной среде бытуют противоречивые мнения, — Илья Глазунов, Александр Шилов и Никас Сафронов. «Они делают слащавую фотографию», — комментирует искусствовед. (На фотографии картина Н.Сафронова.)
«Рождественская же превращает человека, используя форму и детали парадного портрета. Это не совсем китч. Она не хочет польстить человеку, она так видит. Хотя и она играет по тем правилам, по которым существует современное искусство».
Выставка Рождественской, пожалуй, и правда не вызывает такого отторжения, как выставлявшаяся не так давно экспозиция Никаса Сафронова, во всяком случае, она не стремится выглядеть значительнее, чем есть на самом деле.
Материал подготовили Виктория Барабошина и Татьяна Кривенко, фото 17 — nearyou.ru, 21 — livejournal.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления