NGS
Погода

Сейчас+16°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+16°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +14

2 м/c,

ю-в.

742мм 41%
Подробнее
2 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Реклама
Бизнес Экономика Нацпроект для себя

Нацпроект для себя

Для успешной работы предпринимателю рекомендуют составлять бизнес-план каждые три года

В бизнесе – как на войне. Любой план хорош до первой битвы, но все-таки военные и предприниматели продолжают их составлять, руководствуясь многовековым опытом войны и зарабатывания денег. В мэрии прошел обучающий семинар, посвященный всестороннему обоснованию бизнес-идеи, составлению бизнес-плана. Делился опытом в этой сложной и важной области Михаил Гольдберг, генеральный директор центра делового обучения «Сфера».

Ни для кого не станет открытием, что любой бизнес состоит из идеи и ее реализации. Бизнес-идея – это четкое предположение что, где, как и для кого мы собираемся делать. Всякое успешное дело несет в себе изюминку, уникальное предложение, зачастую сам бизнесмен имеет о нем лишь интуитивное представление, руководствуясь принципом «делать как лучше». Гораздо лучше, когда бизнес-идея вырабатывается планомерно и последовательно. Но хорошая идея это далеко не все; чтобы она смогла-таки выйти из категории мыслеформы, нужен бизнес-план. В этом смысле грамотное оформление идеи – это ее одежда, по которой встречают инвесторы.

В каких случаях стоит писать бизнес-план?

Бизнес-план писать стоит. Его стоит написать, когда вы начинаете новое дело, когда расширяете уже существующее или когда вводите новый товар, услугу. Он необходим во всех случаях, когда подразумевается вложение каких-то средств. Пусть даже он не привлечет капитал, или вы убедитесь в экономической несостоятельности начинания. В самом худшем случае это позволит сберечь те средства, которые могли быть вложены в заведомо не прибыльное дело. В лучшем – позволит просчитать точное количество средств и то, что они не кончатся после заключения договора аренды. Если не писать бизнес-план, то дело вообще не стоит начинать.

Бизнес-план в этом смысле – всестороннее обоснование идеи, где должен быть учтен каждый шаг, особенно на первом этапе. «Я советую составлять бизнес-план на 3 – 5 лет. Причем, первый год должен быть спланирован максимально подробно, а последующие хотя бы с ежеквартальными интервалами», – говорит Михаил Гольдберг.

Досконально обосновать

Бизнес-план состоит из различных обоснований. Любая идея должна быть обоснована со всех сторон, а задача бизнес-плана эти стороны показать. Наиболее глобально – общеполитическое обоснование. Оно отвечает на вопрос: как политическая ситуация в мире, стране или регионе влияет на развитие бизнес-идеи? Стоит отметить, что одним из основных общеполитических факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность, является дешевая рабочая сила.

«В этой категории безоговорочно выигрывает Китай и Таиланд. Борьба идет не столько по качеству товара, сколько по его цене. В Сибири никто не будет работать за 30 – 40 долларов в месяц, что вполне приемлемо в том же Китае. Можно найти местный аналог с такими преимуществами, например в Коченево. Если производство разместить там, а не в Новосибирске, то издержки существенно снизятся. Также выгодно в последнее время использовать, так называемые нацпроекты. Если ваш бизнес так или иначе вливается в струю нацпроекта, существенное уменьшение чиновничьих препон вам обеспечено», – делится идеями Михаил Гольдберг.

Маркетинговое обоснование

Оно отвечает на вопросы о том, какова ситуация на рынке, и как ее можно использовать в своих интересах. Тут необходимо четкое понимание конъюнктуры рынка. Эта категория отвечает на такие вопросы, как наличие спроса (купят ли продукт), емкость спроса (сколько его могут купить), сила спроса (интенсивность) и конкурентная среда. Одного здравого смысла здесь бывает недостаточно, нужны маркетинговые исследования.

«Неправильно проведенные исследования хуже, чем отсутствие каких бы то ни было исследований, – объясняет Михаил Гольдберг. – Основной их инструмент – анкетирование. Новички часто допускают ошибку в составлении анкетных вопросов. Не нужны вопросы, которые подразумевают определенный ответ. Вам нужно узнать о ситуации на рынке, а не получить лестные отзывы о вашем продукте».

Также к маркетинговому обоснованию относится обоснование уникальности вашего товара или услуги. Почему он уникален, чем лучше других? Должна быть выработана четкая, по возможности всесторонняя стратегия продвижения. Это рекламные и PR-акции, BTL-инструменты (продвижение с использованием нестандартных, немедийных носителей, в частности промо-акции, конференции и т.п.).

Персонал и техобоснование

Выясняя стратегии, нужно определить тактику. Она важна не меньше, а порой имеет гораздо большее значение. Управленческое обоснование бизнес-плана рисует структуру персонала, их должностные обязанности, системы оплаты и мотивации, а также организацию рабочих мест. Этот вид обоснования важен, прежде всего, для самого предпринимателя. Он позволяет определиться с вопросом: нужна та или иная должность?

Михаил Гольдберг считает, что в этом вопросе нужно руководствоваться правилом – «лучше меньше персонала, чем больше». Недостающих можно всегда добавить.

На техническом обосновании проекта «горят» многие хорошие начинания. Электричество, водопровод, пожарная безопасность, канализация и многое другое – если что-то не учесть, можно загубить все дело.

Деньги и риски

Финансовое и логистическое обоснования проекта сложны для непосвященного человека. Необходимо проанализировать бизнес-пространство, возможности поставщиков, рассчитать количество средств, необходимых на техническую подготовку проекта, на рекламу, регистрацию, нужно рассчитать срок окупаемости проекта, его ликвидность, проанализировать финансовую устойчивость, прибыльность и прочие экономические показатели. Этот вопрос требует знаний в области бухгалтерского учета – простого здравого смысла здесь недостаточно. По возможности этот пункт лучше доверить профессионалам. Обойдется вам это в 5 – 7 тыс. рублей; решение что лучше: рисковать, учиться самому или платить «на сторону» остается за вами. В бизнес-план советуют включать пункт о рисках и способов защиты от них. Каждый риск должен быть не просто понят и осмыслен, должна быть выработана защита по каждому пункту. Как это сделать – личное дело каждого, но чем продуманнее и конкретнее будет защита, тем меньше неожиданностей в один прекрасный момент свалится на ваш бизнес.

Если вы решите доверить составление бизнес-плана специалистам, то это будет стоить 3 – 5 % от вырученных первичных средств. В этом случае составитель, как правило, потребует половину оплаты сразу, а вторую – по привлечении средств.

Антон Нагорняк

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления