Строительство третьего автомобильного моста через Обь в черте Новосибирска началось в восемь часов вечера в понедельник, 15 февраля 2010 года. К утру среды строители должны погрузить в грунт вблизи русла Оби не менее трех свай, на которые потом поставят одну из опор Оловозаводского моста. Всего за пять лет специалисты компании «Сибмост» намерены превратить более чем 30 тысяч тонн металлических конструкций и огромное количество бетона в двухкилометровый автомобильный мост. За началом строительных работ на стройплощадке № 1 наблюдал корреспондент НГС.НОВОСТИ.
Справка: В декабре 2009 года по результатам конкурса право строить третий мост через Обь получило ОАО «Сибмост». В конкурсе также участвовали ОАО «Мостострой-11» (Сургут), ООО «НПО «Мостовик» (Омск) и ОАО «Дальмостострой» (Хабаровск). По итогам конкурса цена контракта уменьшилась почти на 3 млрд рублей и составила 14 млрд 805 млн 461 тыс. 605 рублей, срок строительства — 5 лет. Протяженность мостового перехода от ул. Ватутина до ул. Большевистская — 7,3 км. Длина моста 1,67 км. Длина основания арочного пролета 380 м.
За 64 года «Сибмост» возвел 4060 мостов общей протяженностью 302 км. В 1955 году силами «Сибмоста» был возведен Октябрьский мост в Новосибирске, в 1978-м — Димитровский, в 1985-м — метромост через Обь, в 2008-м — мост через Обь на Северном обходе. Другие знаменитые стройки «Сибмоста» — это переход Чулым в Томской области, мосты через Томь в Кемеровской и Томской областях, так называемый «Глубокий обход» через Енисей.
«На 200 метров в сторону мелькомбината толщина гранитного пласта в грунте всего 8 метров. Буквально 50 метров в сторону — и толщина уже 10 метров. А здесь так и вовсе 15! — рассказывают корреспонденту НГС.НОВОСТИ рабочие, которые бурили скважины для получения геологических обоснований. — В будущем именно на этих плитах будет стоять новый мост». Чем толще плита, тем, логично предположить, прочнее мост будет стоять на ногах-сваях. Секрет даже для строителей — количество этих самых ног. «Пока трудно что-то сказать. Количество опор зависит от многих факторов и не является определяющим при строительстве», — сообщил президент ОАО «Сибмост» Альберт Кошкин.
«В этом году планируется сварить около 3 тыс. тонн металла. Это примерно 300–320 погонных метров, в зависимости от типа пролетных конструкций», — уточняют строители. На все эти цели планируется затратить 1 млрд 300 млн рублей. Еще 300 млн будет потрачено на снос 247 жилых домов, попадающих в зону застройки на правом берегу, и переселение новосибирцев. «Первую компенсацию переселенцам мы выплатим в феврале этого года», — заверил первый вице-мэр Новосибирска Андрей Ксензов.
В следующем году строители планируют начать работы и на левом берегу. Если объемы финансирования будут удвоены, то рабочие уже через год начнут возводить левобережные опоры Оловозаводского моста. Кроме того, именно со стороны левого берега будут поставляться все элементы для сборки главного конструктивного и декоративного элемента моста — арочного пролетного строения. Сроки начала самой наглядной части работ находятся в прямой зависимости от темпов и объемов финансирования. Определенный запас времени есть у строителей и для того, чтобы определиться с тем, как именно стоит монтировать гигантскую арку: на плаву, в Оби или непосредственно на мосту. Во втором случае, который специалисты рассматривают сегодня как наиболее предпочтительный, строителям придется возводить четыре временные опоры, которые по окончании работ будут полностью демонтированы.
Со вторника работы по строительству нового моста переходят в круглосуточный режим. Чтобы справиться с заданием в кратчайшие сроки, планируется привлечь на площадку около 400 специалистов.
В следующем году без учета сотрудников субподрядных организаций на строительной площадке № 1 будут работать около 600 человек. Мэра эти данные несколько смутили.
— А вы сколько рублей осваивали на предыдущих мостовых объектах в год? — спросил мэр строителей.
— По миллиарду, по полтора, — ответили те.
— Объемы финансирования составят в будущем по 3 миллиарда в год. Освоите?
— Справимся, будем подтягивать ресурсы. И человеческие, и технику…
— Ну, тогда начинайте.
Уже сегодня известно, что скорость движения автотранспорта по новому мосту составит 80 км/ч. «В условиях города это предел», — уверен главный инженер «Сибмоста» Давид Рем. Кроме того, предусмотренные проектировщиками пешеходные тротуары по обе стороны от проезжей части — это скорее декоративные элементы. С учетом местных климатических условий, в зимнее, весеннее, да и осеннее время совершить многокилометровую прогулку по самому длинному мосту через Обь рискнет далеко не каждый новосибирец.
Если учесть, что по Оловозаводскому мосту не будут ходить трамваи и троллейбусы, единственными выгодополучателями от строительства моста станут автовладельцы.
«Не единственными и не главными», — не соглашается руководитель новосибирского отделения общественной организации «Свобода выбора» Владимир Кириллов. По его мнению, новый мост хорошо послужит и владельцам прилегающих к нему земель: «В большей степени он нужен тем, кто купил землю возле пединститута. Мост интересен застройщикам Первомайского района и всем тем, кто ведет свою деятельность в районе Бердска и Академгородка. Переезжать через реку новосибирцам удобнее не по этому мосту, а по двум существующим при условии, что не будет пробок ни на мостах, ни на Большевистской».
Кирилл Маковеев
Фото Сергея Ляшко