перейти к новости

Кладбище 18 века разрушается и сыпется в водохранилище в Новосибирской области

Общественники обнаружили на острове в Чингисах старинное кладбище, которое разрушается на глазах — в прямом смысле этих слов. Берег подмывает вода, грунт осыпается, а вместе с ним — и то, что было зарыто в землю 70, 100, и даже 300 лет назад — человеческие кости. НГС побывал на заброшенном погосте, поговорил с общественниками, которые забили тревогу и узнал у археолога, почему в нынешнем состоянии древнее кладбище может быть опасно для здоровья и даже жизни новосибирцев.

25 ноября 2024, 10:00
Поделитесь своим мнением
Комментарии
149
25 ноября, 10:27
Да уж "весёленькое" зрелище
Гость
25 ноября, 10:36
Танюш, чтоб мы не заскучали
Гость
25 ноября, 10:54
Из всей статьи понятно что депутаты ГД приняли решение , что сохранение таких мест должно идти из бюджета муниципалитетов. У муниципалитетов ещё куча других обязательных трат, а средств в местных бюджетах на все обязательные функции нет.
Гость
25 ноября, 11:53
На домбассе веселее
Гость
25 ноября, 10:18
" Сейчас на берегу гостей нет: старые убраны или вмерзли в лед, новые еще не выкрошились." Бедные гости......
25 ноября, 10:29
уже и не удивляюсь) Никто же не проверяет перед публикацией. Подумаешь, "гости" либо раскрошились (!))) , либо "вмёрзли в лёд")))
Гость
25 ноября, 10:13
Интересная статья. Спасибо. На берегах водохранилища полно старых погостов, ведь до затопления всё было плотно заселено. Но кому до этого сейчас дело...
Гость
26 ноября, 03:08
А сколько советских скотомогильников (где хоронили животных с той же сибирской язвой) вода подмывает.......
Гость
26 ноября, 06:19
Гость
26 ноября, 03:08
А сколько советских скотомогильников (где хоронили животных с той же сибирской язвой) вода подмывает.......
Гость, сколько?
Гость
3 декабря, 12:51
Гость
26 ноября, 03:08
А сколько советских скотомогильников (где хоронили животных с той же сибирской язвой) вода подмывает.......
Давайте давайте, разжигайте! Нет бы в СЭС в Роспотребнадзор жалобой обратиться, так нет...
Гость
25 ноября, 10:14
Зубы то какие хорошие. А стоматологов не было.
Гость
25 ноября, 10:47
В 20 лет почти у всех зубы хорошие.
Гость
25 ноября, 10:49
Сникерсы народ не ел
25 ноября, 11:25
дык там и возраст покойников - лет по 35-40
25 ноября, 22:51
Ордынскую администрацию заставить что-то сделать для людей не реально. Целенаправленно уничтожаются деревни правого берега, чтобы было меньше работы.
Гость
25 ноября, 11:37
Стоит беспокоиться по поводу водопроводной воды в Новосибирске?
Гость
25 ноября, 19:45
Примерно так, там много же всего. Поэтому и очищать приходится. Но это почти везде так
Гость
27 ноября, 08:51
Не стоит. 60 лет кости вымывает и всё живы.
25 ноября, 12:26
"Чтобы понять, что этот человек умер не от заразной болезни, журналистам понадобилось долго гуглить различные неаппетитные картинки, причем уже в редакции" - то есть анализы теперь не нужны, достаточно посмотреть несколько картиночек в соцсетях. Занавес.
Гость
25 ноября, 19:48
Туристы и журналисты должны анализы проводить? Администрации и прокуратуре лень этим заниматься
Гость
25 ноября, 11:28
"На уже крепком и толстом льду.." - когда затолстеть успел тот лёд?
Гость
25 ноября, 22:05
Гость, лёд вообще не бывает толстым. Толстым бывает человек. Лед бывает прочным
Гость
25 ноября, 11:45
Прокурор следственного управления Прокуратуры РСФСР Баграева, изучив материалы проверки по факту обнаружения захоронения на берегу реки Обь, установил: Как следует из материалов проверки, указание об утоплении трупов было дано начальником районного КГБ Копейко. Последний отрицает это. Необходимо следственным путем установить лиц, давших указание об утоплении трупов. В случае противоречий провести очные ставки, опознания, выполнить другие следственные действия, необходимость в которых возникнет. На основании изложенного, руководствуясь статьями 211, 116 УПК РСФСР постановил отменить постановление старшего следователя прокуратуры томской области Ермолаева об отказе в возбуждении уголовного дела 04.07.89. По факту обнаружения 01.05.79 трупов в г. Колпашево Томской области возбудить уголовное дело, расследование которого поручить Прокуратуре Новосибирской области. Прокурор следственного управления Л. А. Баграева
Гость
25 ноября, 11:46
КОЛЕСНИКОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ, 1949 г. р., житель Колпашева, на его глазах и произошел обвал берега весной 1979 г., когда открылась первая из могил, где в основном были уже истлевшие останки: «Вода подмывала яр снизу, берег осел метра на три, получился уступ. Как выглядела сама могила? Сверху метр земли, а дальше шли трупы в куче — шириной метров пять. Глубину не понять, может туда еще ниже было, ниже уступа... Был слой как бы известки, слой трупов, снова слой извести... Мы сами разбирали их и вытаскивали. Интересно же было — откуда это люди-то. Черепа рассматривали, в черепах дырочки были сзади, во всех черепах без исключения... Один труп мы вытащили. Кожа на нем сохранилась и чирки, сапоги. Еще пытались вытащить ногу оттуда... Запаха не было никакого. Они были как бы сплющены, толщина грудной клетки сантиметров десять, а черепа все целы были... Мы же не знали, откуда эти дырки. Один из черепов разобрали, а там две пульки, сплющенные, как в мелкокалиберной винтовке. Сукровица там еще была в мозгу...» (видеозапись)
Гость
25 ноября, 11:47
МАКОЕД ЛИЛИЯ АНДРЕЕВНА, колпашевка, проживает рядом с обнаруженным захоронением по ул. Дзержинского, 17 (когда-то в этом доме жили сотрудники НКВД): «Я поглядела в окно, что-то люди столпились около яра, я тогда вышла, а там внизу был Колесников Володя. Он около яра собирал пульки, тут же стоял его отец. Володя поднялся и говорит: „Ты посмотри, папа, люди были стреляны в затылок”. Даже в маленьких головках тоже были пульки. Он набрал пулек и показывает в ладошке... Были маленькие, детские головки и валеночки небольшие — ребенку, может, три-четыре года...» (видеозапись)
Гость
25 ноября, 11:55
ПАНФИЛОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ, 1948 г. р., беспартийный, образование высшее педагогическое, учитель: «С 1973 года по 1983 год я... проходил службу в колпашевском ГОВД в качестве эксперта-криминалиста. 1 мая 1979 года мы вместе с Вальтером Эрнстом Альбертовичем находились за городом. По радиостанции нам сообщили, что на берегу реки Оби кто-то из горожан обнаружил два трупа. Это сообщение нам передал дежурный по отделу. Вальтер Э. А. является заместителем начальника колпашевского ГОВД. Вместе с ним мы прибыли к месту обнаружения трупов. Это место находилось в конце улицы Ленина, на самом берегу реки. Со слов старожил, мы знали, что на этом месте находилась внутренняя тюрьма НКВД. В 1953 году она была стерта с лица земли, и на этом месте был пустырь. Мы подошли к самому берегу реки и на уступах обвалившейся земли увидели два трупа. Берег в этом месте был очень высокий, метров около восьми, и крутой, спуститься к трупам я не рискнул, можно было сорваться в воду. Я рассматривал их сверху. Трупы находились метрах в двух от моих ног. Это были трупы двух мужчин, одетые в холщевое белье, рубаху и кальсоны». (из материалов уголовного дела № 49, т. 2, листы 20–22)
25 ноября, 19:43
В районе ж/д моста, левые берег, высокое место. Там сплошные гробы, долбленые колоды. Говорят рабочих, строящих мост, хоронили. Это считай центр города.
25 ноября, 13:46
Череп на пляже.. жуть какая.
25 ноября, 13:56
да ну. Эт понять можно. А вот на пляже от курящих мадамов жути ещё больше.
25 ноября, 14:34
25 ноября, 13:56
да ну. Эт понять можно. А вот на пляже от курящих мадамов жути ещё больше.
Автопассажироход, да и в центре, да и с пыхалками, и с сигами. Курящих не люблю.
Гость
25 ноября, 19:44
25 ноября, 14:34
Автопассажироход, да и в центре, да и с пыхалками, и с сигами. Курящих не люблю.
Да, издалека - симпатичная девушка, вблизи воняет табачищем.
Гость
25 ноября, 19:10
Кремировать мертвых это самое верное решение. Кремация должна быть законом на государственном уровне.
Гость
25 ноября, 11:53
И полезли в гроб голой рукой без защиты...
Гость
25 ноября, 19:41
Это неизвестный гробокопатель. Судя по его хобби, человек нездоровый
25 ноября, 11:30
Был случАй в Свердловской области - один деятель, впоследствии сделавший карьеру, в аналогичной ситуации просто приказал водометами размыть берег реки.
Гость
25 ноября, 13:25
Alx_nsk, это в Томской области было, в Колпашево.
25 ноября, 14:55
Гость
25 ноября, 13:25
Alx_nsk, это в Томской области было, в Колпашево.
да, может быть и так.
Гость
26 ноября, 06:42
1. В Томской области 2. Земснарядом
Гость
25 ноября, 10:46
на законодательном уровне надо всех покойников кремировать уже сейчас, такие огромные территории кладбищ, никто за ними через 50-70 лет уже не следит
Гость
25 ноября, 11:54
Сжигать людей это дикость. На содержание могилки обычно родственники платят.
Гость
25 ноября, 14:29
Гость
25 ноября, 11:54
Сжигать людей это дикость. На содержание могилки обычно родственники платят.
Гость, ну и кормите червячков дальше
25 ноября, 14:54
Гость
25 ноября, 14:29
Гость, ну и кормите червячков дальше
Гость, Чем червячок запашистей,тем лучше рыба клюёт 🐟.
Гость
25 ноября, 10:22
старые "гости" вмёрзли в лёд
Гость
25 ноября, 11:38
Бывал там лет 30 назад. Уже тогда все выглядело точно так же.
25 ноября, 14:11
Зачем размещать одинаковые фото в статье? Из за скудоумия?
25 ноября, 14:17
Манкурты
Гость
25 ноября, 10:19
НГС бы еще написал про парки на местах кладбища.
25 ноября, 10:27
Уж лучше парки, чем дома или вот так ..
Гость
25 ноября, 10:39
25 ноября, 10:27
Уж лучше парки, чем дома или вот так ..
Или областная больница на границе Кировского - Ленинского районов...
25 ноября, 10:47
Гость
25 ноября, 10:39
Или областная больница на границе Кировского - Ленинского районов...
Вот - вот.. и "Клевер" на месте "пыточной"..
Гость
25 ноября, 11:40
всмотритесь в эти черепа и задайтесь вопросом: насколько им теперь важны геополитические достижения?
Гость
25 ноября, 14:48
Гость, А я гляжу на черепа и думаю, на кой черт всех перезахоранивать? Представляете, сколько людей померкло за время существования, всех перехоронить? На законодательном уровне надо заставлять кремировать, а традиционные кладбища устраивать километров за несколько десятков от города.
Гость
27 ноября, 12:41
Быть, иди не быть, в чём вопрос! Гамлет.
Гость
25 ноября, 14:48
закажу только кремацию и развеять мой прах над мэрией.
Гость
25 ноября, 21:05
Мизантроп, дуновения ветерка и опять на заседании горсовета.
Гость
25 ноября, 13:57
Так и решишь, что кремация - лучше.
Гость
25 ноября, 13:58
Какая реакция Роспотребнадзора? Инфекции нет ?
Гость
25 ноября, 11:19
неужели за триста лет доски не сгнили?
25 ноября, 13:55
песок, сухо - хранится всё отл. Был погреб на берегу всё хранилось супер. Если в песке на глубине, где меньше кислорода, ещё лучше. Тоже в торфянике сохранность отличная.
Гость
27 ноября, 12:40
25 ноября, 13:55
песок, сухо - хранится всё отл. Был погреб на берегу всё хранилось супер. Если в песке на глубине, где меньше кислорода, ещё лучше. Тоже в торфянике сохранность отличная.
Торфяник к тому же антисептик отличный.
Гость
25 ноября, 10:07
Кремация, только кремация.
Гость
25 ноября, 11:55
В православной культуре принято в земле хоронить, если вы не в курсе.
Гость
25 ноября, 14:21
Гость
25 ноября, 11:55
В православной культуре принято в земле хоронить, если вы не в курсе.
слава богу, я атеист)))))))))))))))))))
Гость
25 ноября, 14:27
Гость
25 ноября, 14:21
слава богу, я атеист)))))))))))))))))))
Гость, тебя похороним стоя.
Гость
25 ноября, 10:48
Щас туда понаедут мародёры
Гость
25 ноября, 11:37
и что они там будут собирать? у этих послеленцев ценностей не было и гробы они их не складывали, там нечего брать
Гость
25 ноября, 12:15
Зубы целые, к стоматологу ходили, сразу видно
Гость
25 ноября, 13:27
Гость, наоборот -не ходили. Иначе все бы зубы были раздроблены.
Гость
25 ноября, 14:26
Это обычное явление у нас. Несколько лет назад смотрел, как заброшенное кладбище на Волге также подмывало и дети черепами в футбол играли.
Гость
27 ноября, 12:55
Дети интуитивно поняли суть футбола. Мяч - это голова по сути, голова врага, которую пинают. Интуитивно никогда я не любила футбол.
25 ноября, 11:14
Захоронения могут быть опасны...сибирская язва и т.п., а сама полезла голой рукой в дырку в гробу и что то оттуда вытащила
Гость
25 ноября, 19:58
Это не она/он, это видео из интернета
Гость
25 ноября, 13:37
Вот поэтому и надо кремировать!
Гость
25 ноября, 15:00
Это все, что останется после тебя. Это всё, что ты возьмешь с собой. И никакие деньги, власть, машины, квартиры - там уже не нужны.
Гость
25 ноября, 21:22
и чужая земля не нужна
Гость
25 ноября, 22:07
Гость
25 ноября, 21:22
и чужая земля не нужна
Гость, скажи об этом Штатам, у которых более 900 военных баз по всему миру
Гость
25 ноября, 13:42
мы привыкли видеть гробы сверху, и новый странный ракурс сбивает с толку, заставляет задуматься: может быть, это что-то другое. мда... привычка
Гость
25 ноября, 21:57
На противоположном берегу чуть подальше по течению, в Антонов на прибрежной полосе много мелких фрагментов, по структуре как трубчатые кости. Я подумала, что остатки от захороненых животных. Не сфотографировала. Года три назад, летом.
Гость
25 ноября, 14:32
У нас здесь всё равно относительно мало таких мест, то ли дело в центральной части страны или в европе!💪 сплошные кости под ногами!
Гость
25 ноября, 20:01
Поэтому представители особо древних цивилизаций, просто в реку своих мертвых спускают
Гость
25 ноября, 23:39
45 лет назад мы видели эти гробы, торчащие из берега, уже тогда это кладбище обваливалось, черепа и кости валялись на песке. У меня даже фото сохранилось, 1979 год.
Гость
26 ноября, 11:35
То есть и прошлым было пофигу на все, лишь бы затопить
25 ноября, 19:22
круто, я бы там погулял
Гость
25 ноября, 12:51
Еще один плюс за кремацию
Гость
25 ноября, 17:51
Там тоже, тайна за семью печатями. Что сгорает, а что нет, по хорошему, там пепла должно быть не на одну вазу.
Гость
25 ноября, 14:40
вода с крана от туда
Гость
25 ноября, 11:29
Нет у нас захоронений и кладбищ старше 18 века почему?? ))) кто правильно ответит на вопрос?))
Гость
25 ноября, 12:31
Курорты "Обского моря" ...
Гость
25 ноября, 19:00
На Донбассе и в Курске... И в Ростове горы гниют.. И... Никому не нужны... А тут... 200 лет...
Гость
26 ноября, 05:16
Треть же бюджета на следующий год сами знаете куда уйдёт... Поэтому никто ни о чем пока думать не может... Да и не на что...
26 ноября, 15:05
Последние два года море наполняют «под крышечку» на весь сезон, так что не только кладбища размоются, а и берега с деревнями.
Гость
25 ноября, 11:34
так примерно по плану выглядит Россия будущего
Гость
25 ноября, 21:49
Гость, есть хорошая новость для тебя, мыкола. Так выглядит Окраина сегодня
25 ноября, 13:25
А почему СРОЧНО?
Гость
25 ноября, 18:34
Иосиф, до сих пор не понял?
25 ноября, 11:17
Сейчас либероиды начнут трындеть о жертвах Сталинских репрессий
Гость
25 ноября, 11:22
Нет никаких жертв. И дед твой не был жертвой
Гость
25 ноября, 11:45
Иосиф, они всех умерших считают жертвами репрессий? Сам придумал?
Гость
25 ноября, 11:51
Ваш хозяин себя таковым назвал.
Гость
25 ноября, 11:54
Чингисы - это русское название?
Гость
25 ноября, 14:30
Гость, тартарское
25 ноября, 12:06
Эка невидаль...
Гость
25 ноября, 10:39
На берегу гостей нет? Или костей? Энжээс?