Новосибирцы то и дело сталкиваются с нежеланием принимать оплату за товары и услуги картой. Причины кассиры называют самые разные: то нет интернета, то нужна наличка, чтобы рассчитываться с поставщиками, а то и вовсе отсутствует терминал, потому что его «дорого содержать». НГС поговорил с торговцами, коммерсантами и экспертами, чтобы разобраться, насколько эти «капризы» обоснованны и законны.
«Скоро по карточке будет ничего не купить»
В ноябре корреспондент НГС дважды столкнулась с нежеланием рассчитать ее по безналу в киосках. Одна из продавщиц аргументировала это тем, что владелец точки закупает продукцию у поставщиков за наличные.
— Снимайте наличные, скоро по карточке будет ничего не купить, — дала прогноз женщина через окошечко одного из киосков по продаже косметики в центре Новосибирска.
Похожая ситуация произошла в Советском районе. Справедливости ради, в обоих случаях оплатить покупку картой всё-таки удалось.
Но с аналогичными жалобами обратились в редакцию и читатели НГС. Оказывается, принимать оплату картой отказываются не только маленькие торговые точки, но и крупные сети, пиццерии и отделы в ТРЦ.
— На улице Московской в киоске по продаже тандырной лепешки нет безнала никогда, только перевод или наличка, — рассказала читательница Екатерина.
— Не приняли оплату картой на картинге в ТРЦ «Галерея Новосибирск». Предложили переводом на другую карту или наличными, — сообщила Валерия.
— В субботу и воскресенье в пиццерии Milan pizza на улице Гоголя требовали только наличные, — пожаловалась Ирина.
— В «Марии-Ра» часто из-за связи безнал не работает, поэтому хожу в «Пятёрочку», — объяснил Сергей.
«Мы просто не хотим с терминалом работать»
Чтобы проверить, массовое ли это явление, корреспонденты НГС прогулялись по Центральному рынку и заглянули в другие торговые точки города.
В том самом киоске в переходе станции метро «Красный проспект», где случился первый описываемый в публикации инцидент, на этот раз без вопросов рассчитали по безналу. На ремарку о событиях прошлой недели продавец сперва замешкалась, а потом предположила, что терминала просто не было на месте из-за поломки.
— Женщина вставила туда карточку, и мы не могли вытащить, — вспомнила она. — Еще могло не быть связи. Дом офицеров никого не предупреждает, блокирует, когда экстренное у них что-то идет в связи с СВО.
Почему оплату тогда всё же приняли картой, это, правда, не объясняет.
Продавец также подтвердила требование поставщиков рассчитываться за товар наличными — и началось это действительно недавно.
— Уже месяца три точно они просят нас платить наличкой, потому что через безнал у них проценты большие снимают. А мы наличку набрать не можем, поэтому уже собрались отказываться от этого (от безналичного расчета. — Прим. ред.). Но пока частями — так и так — набираем. Потом не ясно, что будет, — рассказала работница киоска.
На Центральном рынке большинство торговых точек готовы рассчитать покупателей любым удобным для них способом. Но некоторые продавцы признались, что терминала у них нет.
— У нас или перевод, или наличка, — сообщила корреспонденту сотрудница отдела мужской одежды и пояснила: — Мы просто не хотим с терминалом работать, вот и всё.
Другая ее коллега согласилась: терминалы очень дорого обслуживать — неудобно.
Но в целом таких отделов на Центральном рынке не то чтобы очень много: из десятков опрошенных продавцов лишь трое заявили об отсутствии терминала. Третий нашелся уже ближе к выходу.
— Терминала у нас пока нет, но в следующем году будем ставить обязательно, — заверила продавец. — А сейчас можете рассчитаться наличными или переводом.
Крупная торговая сеть по продаже канцтоваров в Новосибирске тоже приветствует наличные, но против безнала не возражает.
— Наличка всегда нужна, не все же у нас с карточками. А то всё безнал-безнал, а вечером придет бабушка, а у нас сдачи нет. Это в ковид приучили: зараза с деньгами распространяется — до ковида не было проблемы с наличкой. А потом уже все привыкли, а нам плохо, — пожаловалась сотрудница за кассой.
Что всё-таки происходит?
Представитель одной сети киосков в Новосибирске рассказал НГС, что никаких проблем с безналом в последние три месяца у них не наблюдалось. Он объяснил, что некоторые торговцы просто хитрят, говоря, что рассчитать по безналу не могут.
— Просто не хотят платить банкам за эквайринг, поэтому говорят, что сломался терминал. В ресторанах еще часто так делают. Скорее всего, банки повышают процент за эквайринг, — предположил он.
Источник НГС в одном из крупных банков это предположение опроверг: тарифы на эквайринг банки, наоборот, снижают с целью привлечения новых клиентов.
Депутат горсовета Новосибирска и бизнесмен Андрей Гудовский тоже усомнился в том, что процент за эквайринг может быть всему виной.
— Я не вижу, что процент растет, он на уровне от 1 до 2%. Где-то банки, наоборот, пытаются снизить. С банками же можно разговаривать, договариваться — в зависимости от оборотов, от привлекательности клиента. Кроме того, у каждого банка свои предложения, — отметил Гудовский.
Он советует тем, кто считает себя пострадавшим от неправомерных требований торговцев, обращаться в Роспотребнадзор и налоговую службу.
Владелец торговой точки, отдающий предпочтение наличке, возможно, просто уклоняется от налогообложения, считает независимый юрист Олеся Зубченко. Но есть нюанс.
— Если вы приходите в киоск, а там вам говорят: «Колу можно по безналу, а сигареты —только за нал» — это незаконно. Потому что, если касса есть, вы вправе оплачивать по безналу, — заверила она. — Скорее всего, коммерсант так занижает свои доходы, рассчитывая «в черную». Он, конечно, тоже может ссылаться на то, что его поставщики занимаются тем же самым. Хотя, по идее, 861-я статья Гражданского кодекса говорит о том, что между юрлицами расчет наличными возможен только в сумме, не превышающей 100 тысяч рублей.
Теоретически, допустила юрист, киоски могут подходить под эти требования: если выручка по конкретному киоску составляет меньше 5 миллионов рублей за предыдущий год, он вправе не использовать терминал. Если в сети несколько торговых точек, сумма увеличивается до 20 миллионов.
В июле новосибирцы пожаловались на работу АЗС — они не смогли расплатиться за бензин картой. Также в середине июля в Новосибирске в автобусе произошел конфликт. Как заявила пассажирка, в транспорте не работал терминал — девушку просили оплатить проезд наличными или переводом по номеру телефона кондуктора.