По сравнению с первым полугодием 2007 года в 2008-м количество ДТП, виновниками которых стали водители со стажем до 3 лет, увеличилось почти в два раза. Как сообщил журналистам и.о. начальника Управления ГИБДД по Новосибирской области Денис Жданов, за первые шесть месяцев 2008 года по вине начинающих водителей произошло 173 ДТП, в которых 23 человека погибли и 214 получили травмы. В прошлом году аналогичным образом произошло 81 ДТП, смертей было зарегистрировано 17, а травмы получили 127 человек. Сотрудники ГИБДД винят в этом автошколы, уровень обучения которых далек от желаемого.
Несмотря на то что процент ДТП, произошедших по вине молодых водителей сравнительно невелик (12,5 % от общего количества), ситуация вызывает серьезные опасения. В первую очередь это касается автошкол, многие из которых не имеют достаточной материальной базы. Кроме того, очевидна нехватка автодромов, а также слишком мало время, выделяемое ученикам школ для вождения.
рассказывает начальник отдела технического надзора и регистрационно-экзаменационной работы Управления ГИБДД ГУВД Новосибирской области Сергей Кондратов. — Для сравнения: у наших соседей в Томске 87 % сразу преодолевают экзаменационный порог».
По словам Сергея Кондратова, в мае была создана комиссия, задачей которой является выявление недостатков автошкол. На данный момент ГИБДД вместе с департаментом образования Новосибирской области провела проверку 70 % автошкол, в результате которой лицензии некоторых из них будут приостановлены. Кроме того, при губернаторе был создан совет, который должен выделить площадки для практического вождения. «В городе катастрофически не хватает таких площадок, в результате чего учат в автошколах где попало, и в очереди для тренировочного проезда по перекрестку выстраиваются до 40 машин», — посетовал господин Кондартов.
Сергей Кондратов также рассказал о предложении Управления ГИБДД руководителям автошкол, заключающемся в том, чтобы параллельно с выдачей удостоверения начинающему водителю выдавался знак «У», которым бы тот пользовался в течение неопределенного срока
«Очень хочется, чтобы водители обращали внимание на начинающего водителя и обращались с ним вежливо», — добавил господин Кондратов.
Сергей Кондратов и Денис Жданов также заявили, что им ничего не известно о случаях продажи водительских прав. Павел Головин, заместитель начальника ДПС и розыска ГИБДД, рассказал о существовании преступной группировки, подделывающей водительские документы: «Такие случаи действительно есть, мы их выявляем и заводим уголовные дела, о продаже прав мы ничего не знаем».
«Все люди в городе знают, какие автошколы продают права, стоит это недорого, приблизительно столько же, сколько и обучение, — комментирует генеральный директор школы «Автолада» Нина Санникова. — Но большая часть людей, имеющая такую альтернативу, выбирает учебу. И это естественно, жить-то им хочется!».
По мнению Нины Санниковой, за последние полгода ситуация с автошколами стала лучше, поскольку очень сильно ужесточились дисциплинарные требования и меры контроля со стороны ГИБДД и департамента образования НСО. При этом некоторые школы подходят к обучению людей исключительно как к бизнесу, экономя на главном: не покупают дополнительных машин, не оборудуют классы.
«Но самая главная проблема — это не халатность автошкол, а несовершенство федеральной программы, которая безнадежно устарела, — считает госпожа Санникова. —
Что такое сейчас 32 часа вождения? Их, возможно, было достаточно в 1968–1972 годы, когда движение на дорогах было другим. Да, в результате обучения ученики у нас сейчас не путают газ с тормозом, но «выкатить» такого человека в город просто-напросто страшно. Мы этими тридцатью двумя часами готовим потенциальных убийц или самоубийц. Кроме того, логичней было бы сократить время, отводимое на изучение устройства автомобиля и за счет этого увеличить время вождения, а также предоставить необходимые для автомобилиста сведения, касающиеся права и психологии».
Владимир Иткин
Фото idea.ru и автора