23 сентября четверг
СЕЙЧАС +1°С

Операция «Мигающий хвост» (видео)

15 полицейских машин гуськом преследовали угонщиков, позволив им проехать через весь город, — инспекторы рассказали, почему используют столь рискованную тактику

Поделиться

Поделиться

В ночь с субботы, 27 июля, на воскресенье, 28 июля, сотни новосибирцев стали свидетелями захватывающей погони — через Ленинский, Железнодорожный, Центральный и Дзержинский районы города вслед за красной «Ладой-шестеркой» пронеслась шумная вереница машин ДПС и вневедомственной охраны. Полицейские начали преследование «Жигулей» в районе площади Маркса, получив ориентировку об угоне. До этого преступники успели проехать на чужой машине около 5 км по ул. Зорге и Сибиряков-Гвардейцев. Увидев экипаж ДПС, водитель «Лады» прибавил газу и понесся по ул. Ватутина. Проскочив почти свободный Димитровский мост и пр. Димитрова, «Жигули» направились в сторону Красного проспекта, получив новую порцию преследователей.

Водитель-лихач повернул направо на Фрунзе, затем налево на Красный проспект и, проскочив на едва загоревшийся зеленый на перекрестке, свернул на ул. Гоголя.

По центру города нарушители ехали со скоростью около 60–70 км/ч, а все экипажи ДПС следовали длинной вереницей сзади, оглашая окрестности сиренами. Преступники решили не усложнять себе жизнь и по прямой съехали с Гоголя на Кошурникова, а затем на Бориса Богаткова. Затем они совершили ошибку, свернув в сторону ул. Доватора: здесь машины ДПС оттеснили «Ладу» на идущую в гору узкую дорогу, параллельную Доватора. Не имея места для маневра, водитель «Жигулей» остановил машину, задев стоящий вдоль дороги гараж. В машине оказалось пятеро молодых людей — их всех задержали.

Всего погоня длилась около 40 минут — вызов об угоне автомобиля ВАЗ-2106 из двора дома по адресу Зорге, 3 поступил около полуночи. Как было установлено в ходе расследования, молодые люди решили прокатиться на чужой машине. За руль сел 23-летний житель Черепаново, уже имеющий судимости за кражи и угон.

Он был взят под стражу, ему предъявлено обвинение по ст. 166 УК «Неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения».

То же обвинение предъявлено двум соучастникам преступления — 18- и 19-летнему жителям Затулинки, которым избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде. По 166-й статье парням может грозить штраф в размере до 200 тыс. руб. или лишение свободы на срок до 7 лет.

Ночная погоня вызвала активное обсуждение в соцсетях — горожане упрекали ГИБДД в том, что инспекторы позволили угонщикам проехать такое большое расстояние вместо того, чтобы остановить их как можно быстрее. Заместитель начальника отдела ДПС и розыска УГИБДД ГУ МВД России по НСО Павел Головин объяснил тактику патрульных экипажей тем, что

погоня проходила по оживленным магистралям и стрелять или выстраивать кордоны на дороге было бы не в полной мере безопасно для других участников движения.

Кроме того, он отметил, что после реформы МВД количество патрулей ДПС остается минимальным и устраивать масштабные операции с участием десятков машин, как в кино, возможности нет. «Кроме того, несправедливо получается. Пронеслась по городу одна громкая погоня, и все сразу о ней говорят, осуждают ДПС. Но никто не говорит о том, что она — сотая после 99 «тихих», коротких и безопасных погонь, в результате которых ежедневно задерживают угонщиков, преступников-рецидивистов и просто пьяных», — посетовал Павел Головин.

По словам Павла Головина, около 60 % автопарка ДПС — это сравнительно новые «Лады Приоры» и «Лады Гранты», в то время как остальные 40 % — это «классические» модели ВАЗа, порой не способные угнаться за мощными авто нарушителей. Руководитель отдела продаж официального дилера LADA компании «Авто-1» Виталий Рыбин уверен, что руководство ГИБДД не кривит душой.

«У «классики» динамика очень вяленькая, особенно когда автомобиль уже «не молод» и потерял часть моторесурса. Со многими популярными иномарками ей трудно тягаться.

Если же говорить о новых «Приорах», то динамика у них очень хорошая — с любой «Тойотой Короллой» и автомобилем схожего класса она вполне справится. Конечно, ей трудно соревноваться в динамике с автомобилями класса Toyota Mark II, у которых и объем двигателя больше, и мощность мотора выше. Если ГИБДД приходится регулярно преследовать, скажем, Mark II, то, наверное, стоит обновить автопарк», — отметил специалист.

Директор компании помощи автомобилистам «Автоюрист» Денис Алмазов рассказал о том, как по закону полицейские имеют право и должны вести погоню. Во-первых, по его словам, экипаж ДПС в ходе сопровождения транспортного средства должен включить проблесковые маячки и при помощи громкоговорителя убеждать водителя остановить машину. Кроме того, сотрудники полиции имеют право применить специальные технические средства принудительной остановки, например положить на асфальт «ежи», чтобы вывести из строя шины. Это прописано и в регламенте по обеспечению безопасности дорожного движения, и в статьях 21, 22, 23 закона «О полиции». В данном случае есть ограничения: нельзя подкладывать «ежей» общественному транспорту, а также любым авто вблизи перекрестка или участка с ограниченной видимостью (например перед поворотом. — М.В.). Также они имеют право блокировать дорогу при помощи патрульных автомобилей и грузовиков. Водитель грузовика обязан подчиниться требованию полиции. Это не относится к легковым автомобилям граждан.

«Кроме этого, полицейские имеют право применять огнестрельное оружие для выведения из строя автомобиля нарушителя, в частности, стрелять по колесам. Для применения оружия есть ограничение — опасность жизни и здоровью других водителей или пешеходов, например, на очень оживленной улице. Не знаю, почему при таком обилии законных средств принудительной остановки наша ГИБДД ездит за нарушителями как конвой.

Долгое преследование автомобиля создает опасность для других участников дорожного движения», — недоумевает эксперт.

По данным УГИБДД по НСО, инспекторам ДПС в Новосибирске приходится преследовать нарушителей едва ли не каждый день. Из числа наиболее громких полицейских погонь за последние полтора года больше половины закончились благополучно — нарушителей загоняли в тупик и арестовывали. Лишь в четырех случаях из девяти итогом гонок с полицией становилось ДТП — нарушители врезались в деревья и дорожные ограждения, выводя из строя свое либо угнанное авто. И только в одном случае (в День города-2013) погоня закончилась трагедией — нарушитель врезался в автомобиль на перекрестке, убив человека и получив лишь ушибы. При этом большинство крупных погонь происходило в темное время суток, когда водителей и пешеходов на дорогах минимальное количество.

Марк Волков

Фото thinkstockphotos.com

Видео Михаила Булатова предоставлено службой эвакуации «АСТ-54»

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Загрузка...
Загрузка...