NGS
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+2°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -3

6 м/c,

южн.

745мм 85%
Подробнее
5 Пробки
USD 91,78
EUR 98,03
Реклама
Город «У девочек-агрессоров тяжелая патология»

«У девочек-агрессоров тяжелая патология»

В Новосибирской области продолжаются избиения школьниц, которые снимают на видео

Тяжелые личностные проблемы у подростка начинаются с того, что его некому выслушать и понять, считает главный детский психиатр НСО Валентина Макашева

В середине ноября девять восьмиклассниц бердской школы № 10 избили и унизили 12-летнюю семиклассницу на пустыре за школой, снимая происходящее на мобильный телефон. В начале прошлой недели родители пострадавшей девочки предали эту историю огласке в бердских СМИ. Последний раз похожая выходка школьниц становилась достоянием общественности нынешней весной: в новосибирской школе № 18 девочки избили 14-летнюю одноклассницу, а потом неизвестный продал маме пострадавшей отснятое на мобильник видео разборки. Корреспондент НГС.НОВОСТИ обсудил оба случая с главным детским психиатром Новосибирской области Валентиной Макашевой и узнал, что агрессорами и жертвами становятся не случайные девочки.

Справка: Макашева Валентина Анатольевна — главный детский психиатр Новосибирска и Новосибирской области, главный врач областного детского клинического психоневрологического диспансера, к.м.н.

В обоих случаях девочек избивала группа сверстниц, кто-то из них бил, кто-то оскорблял, кто-то снимал на мобильник. Как вы думаете, все принимавшие участие в конфликте дети имеют психические отклонения?

Да. Я думаю, что, с учетом подросткового возраста и особой жестокости происшествий, можно говорить о том, что все участники конфликта нуждаются в психиатрической помощи. Вероятно, у девочек-агрессоров тяжелая патология развития личности, нарушения формирования нравственных этических ценностей. Оставить их без помощи специалистов означает, что и дальше они будут причинять страдания окружающим. В группе есть лидеры, другие — ведомые, подчиняемые, что связано с патологической реакцией группирования подростков.

Почему девочки снимали все происходящее на мобильник?

Вероятно, целью действий нападавших было получение удовольствия от морального унижения и физического страдания другого человека, то есть не ограбить, напугать, а истязание ради истязания. Именно поэтому снимали на видео, желая при дальнейшем просмотре продлить садистское удовольствие. В эти моменты они испытывают чувство власти, полноты жизни, в то время как в повседневной обычно скучают. В дальнейшем все может принимать еще более уродливые формы.

Откуда в принципе идет столь грубое проявление агрессии в среде подростков?

Из семьи и окружающей среды, в которой отношения насилия обычны. Совершенно точно, что этих детей унижали, оскорбляли, били. И, скорее всего, это было не эпизодически и с раннего возраста, поэтому сейчас этими подростками физическое насилие воспринимается как естественное, как образ жизни. К сожалению, физическое наказание, жестокость часто применяются родителями в отношении детей.

Наследственность влияет на агрессивное поведение подростка?

Действительно, характер в большей степени формируется генотипом, но в агрессора ребенок превращается только при нарушенном воспитании, точно так же — именно при нарушенном воспитании — мечтательный и ранимый ребенок становится жертвой.

Как девочка вдруг становится жертвой?

Дело не только в девочках, это в равной и даже в большей степени касается и мальчиков. Жертва — сложный образ. Часто это ребенок, который в силу разных причин, например, неумения, неспособности, нежелания общаться, противопоставляет себя группе, коллективу, его нормам и правилам. Это противопоставление провоцирует окружающих на конфликт. Обычно дети просто перестают с таким ребенком общаться, часто дразнят, в патологических случаях — бьют, унижают.

Кроме того, тип жертвы формируют родители в результате гиперопеки, стараясь защитить детей от социальных взаимодействий, они создают вокруг своего ребенка ореол «особенного» и границу непроницаемости для внешнего мира. В итоге такой ребенок оказывается совершенно не готовым к установлению зрелых отношений со сверстниками, в том числе умению самостоятельно себя защищать.

Какие основные ошибки допускают взрослые, у которых вырастают дети с серьезными личностными проблемами?

Их много, все они обусловлены личностными проблемами самого взрослого. Например, мы обнаруживаем интенсивно подавляемые агрессивные эмоции. Объясняется это тем, что в обществе недостаточно развита культура чувств и решения проблем. Вместо того чтобы решить конфликт социально приемлемыми способами, отстоять свою точку зрения, люди подавляют чувства, накапливают агрессию. Важно, что подавляемая, скрытая агрессия воспринимается ребенком даже острее, чем в открытой форме.

Еще одной распространенной ошибкой является тотальное непонимание того, что в дошкольном возрасте естественной средой развития для ребенка являются его сверстники, а самым главным в развитии — эмоциональное и личностное формирование, а ни в коем случае не интеллектуальное. Поэтому большую часть времени дошкольник должен проводить в свободном общении со сверстниками в игровой деятельности, а не в обучающих школах или с дошкольными репетиторами.

А что плохого в том, что мама целеустремленно учит своего ребенка чтению, письму, разным новым словам?

Если родители исходят из потребностей ребенка, то страшного ничего нет. Однако побудительными мотивами чаще являются собственные представления, каким должен быть ребенок, сколько знать языков, в каком возрасте уметь считать и тому подобное — и в этом проявляется агрессия. Тем более что подобное «интеллектуальное воспитание» часто происходит в диктаторском стиле.

Возвращаясь к бердской истории — что можно посоветовать родителям этих детей?

И родителям девочек из агрессивной группы, и родителям жертвы, и самим подросткам необходима психиатрическая помощь. Просто забыть о травмирующем событии — нельзя. Недавно к нам пришла на прием мама с 15-летней девочкой, у которой начали выпадать волосы и, кроме того, отмечались другие проблемы со здоровьем. Только через несколько встреч нам удалось выяснить, что, когда девочке было семь лет, она нашла своего отца мертвым и оставалась с ним какое-то время до прихода матери. При этом и сама девочка, и ее мама настолько «забыли» этот факт, что только целенаправленные вопросы помогли восстановить события, спровоцировавшие развитие многих проблем. Так что не запускайте.

Андрей Ткачук

Фото Веры Сальницкой

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления