NGS
Погода

Сейчас+11°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+11°

пасмурно, дождь

ощущается как +9

2 м/c,

с-в.

747мм 85%
Подробнее
1 Пробки
USD 90,99
EUR 98,78
Реклама
Город О. Агеев: «У нас жесткие правила»

О. Агеев: «У нас жесткие правила»

Генеральный директор областного ФОМСа о том, как добиваться бесплатных медицинских услуг

Право на получение бесплатных медицинских услуг закреплено законом. Список того, что человек, обратившийся в лечебное учреждение, обязан получить без дополнительной платы, обсуждается и утверждается ежегодно. Однако многие из-за незнания оплачивают порой одни и те же услуги дважды: первый раз, когда у них автоматически вычитается из зарплаты взнос в Фонд обязательного медицинского страхования (ОМС), второй — когда их вынуждают платить уже в лечебном учреждении. Подробно о том, за что с нас могут брать деньги, а за что не должны, рассказал корреспонденту НГС.НОВОСТИ генеральный директор Новосибирского областного фонда обязательного медицинского страхования Олег Агеев.

Что изменилось в ОМС за последние годы?

Нормативные документы, которые определяют работу лечебных учреждений и вообще всю систему ОМС в России, коренным образом не менялись. Сегодня мы пользуемся законодательными нормами, которые приняты в 1993 году, но несмотря на это, система меняется: новосибирский фонд брал на себя в последнее время все больше и больше функций. Например, мы очень активно участвовали в организации дополнительного лекарственного обеспечения для льготников, в настоящее время финансируем основные направления национального проекта «Здоровье».

Финансовая составляющая фонда сейчас существенна?

В последнее время система ОМС в финансовом плане наполнена более емко. Даже 4 года назад, когда мы приходили в лечебные учреждения, то могли видеть плакаты, где было написано примерно следующее: «Так как тарифы ОМС не позволяют компенсировать фактические затраты, то вам, граждане, необходимо участвовать в софинансировании». Гарантии на бесплатную медицинскую помощь не реализовывались под разными предлогами: то искусственно создавались очереди, когда человеку предлагали прийти за бесплатной помощью через три месяца, то ссылались на прикрепленность к тому или иному лечебному учреждению, хотя у нас есть право выбора. Т.е. создавалась сложная система по наполнению бюджета дополнительными средствами за счет граждан.

Это делалось целенаправленно?

Мы стали разбираться, с чем это связано. Чтобы понимать, объясню: фонд направляет деньги на зарплату работникам здравоохранения (их у нас в области 40 000) и, кроме этого, на медикаменты и мягкий инвентарь для лечения в стационаре. Т.е. если вы легли в больницу, государство гарантирует, что лечение будет бесплатным — за счет средств фонда. Кроме того, продукты питания и мягкий инвентарь (простыни и т.д.) тоже бесплатны.

И вот мы стали анализировать, действительно ли наши тарифы не соответствуют фактическим затратам. Ситуация оказалась такой, что средства, которые лечебные учреждения получали от фонда, направлялись не только на бесплатную медицинскую помощь, но и на платную. А платные услуги были введены для того, чтобы получить недостающие средства на коммунальную сферу, электроэнергию, вывоз мусора, канцелярию — те расходы, которые должен финансировать бюджет учредителей лечебного заведения. Например, за работоспособность городских учреждений отвечает мэр города, который делегирует эту функцию Главному управлению здравоохранения. Ситуация с бюджетным финансированием была сложная, средств было недостаточно, поэтому лечебным заведениям говорили, мол, вы должны собрать, грубо говоря, 500 млн руб. за год с платных услуг.

Как же простой человек может узнать, за что он должен платить, а за что — нет?

По большому счету все в нашем муниципальном здравоохранении должно быть бесплатным, кроме сервисных услуг. Например, положили человека в больницу (мы гарантируем четырехместную палату), а он хочет лечь в двухместную или одноместную. Существуют такие палаты улучшенного комфорта, где есть телевизор, холодильник, санузел отдельный. Тогда лечебное учреждение за этот комфорт может взять дополнительные средства. Но за саму организацию медицинской помощи, за качество помощи, за медикаментозное обеспечение деньги брать не имеют права.

К платным услугам еще относятся такие, как оформление справок на получение водительского удостоверения или разрешения на оружие, когда человек по собственному желанию, а не по медицинским показаниям хочет сделать какие-то физиопроцедуры, массаж… Косметологические услуги, зубопротезирование тоже платные.

Программу госгарантий мы публично принимаем каждый год. Ее можно увидеть в СМИ или на нашем сайте www.novofoms.ru. Мы еще выпускаем информационные справочники, буклеты для граждан, которые распространяются в лечебных учреждениях. Там четко и подробно расписаны все права по получению и оказанию бесплатной медицинской помощи.

А дорогостоящие операции? Например, на сердце?

Ряд дорогостоящих операций тоже бесплатен, но ОМС не имеет к этому отношения. Есть средства федерального и областного бюджетов. Они на себя берут такое финансирование. Есть определенные квоты, очередность. Конечно, потребность большая. Мы об этом, а я являюсь депутатом облсовета, постоянно говорим на комитете и ставим вопрос, что квот не хватает. Проблема здесь существует.

Бывает такая ситуация: врачи говорят, что мы можем бесплатно предоставить набор услуг, но он будет малоэффективен, а вот более качественные лекарства — за деньги. Например, в стоматологии так часто бывает. Это законно?

Это ненормально. Нет уже такого понятия, что мы покупаем самое дешевое. Но в стоматологии сложнее, тут система немного другая. Пломбы из российских материалов ставят бесплатно, а более дорогостоящие импортные аналоги — за деньги. Но это исключение — только для стоматологии.

Ситуация, когда человека без прописки, но с полисом не хотят принимать в поликлинике бесплатно, нормальна?

Экстренную медицинскую помощь вам обязаны оказать даже без полиса и без прописки. Если человек временно оказался без постоянной прописки, но с полисом (полис вам обязан выдать работодатель), то помощь ему будет также оказана.

А человек может выбрать удобную поликлинику и прикрепиться к ней, даже если он прописан в одном месте, а проживает, к примеру, в другом?

Да, надо обратиться в администрацию лечебного учреждения и написать заявление с просьбой прикрепить его к этому заведению.

Куда обращаться, если учреждение нарушает принципы ОМС?

Можно позвонить нам по телефону горячей линии 218–47–21. Кроме того, в системе ОМС работают три страховых компании, куда тоже можно обращаться по телефонам: ООО «СМО «Симаз-Мед» — 218–22–31, ЗАО «СК «Новосибирск-Медицина» — 222-23-10 и ООО «СК «Ингосстрах–М» (филиал в Новосибирске) — 222–40–43. Если с вас потребовали деньги, а спорить некогда, и вы вынуждены заплатить, необходимо взять чек, подтверждающий оплату, и обратиться к нам с заявлением. У нас работает межведомственная комиссия, которая определяет обоснованность взимания денежных средств. В случае подтверждения необоснованности расходы возмещаются.

Что обозначает срок действия, который указан на некоторых полисах?

Ничего не обозначает. На это не надо обращать внимания. Это всех ввела в заблуждение одна страховая компания. Мы уже поручили, чтобы данные полисы были постепенно заменены на новые. Но все лечебные учреждения проинформированы — отказов быть не должно.

А когда заканчивает полис свое действие?

Когда человек увольняется с работы, он должен сдать полис работодателю. При поступлении на новую работу ему полис выдадут в установленные там сроки. Тем, кто временно не работает, а также детям и пенсионерам полисы выдают органы исполнительной власти — администрации районов. Обращаться надо туда.

Планируется ли создать единую электронную базу, чтобы человек, если он забыл или потерял полис, мог бы обратиться за помощью в лечебное учреждение и без него?

Она существует. Каждое лечебное учреждение получает ее обновленную версию раз в месяц. Если человек застрахован и пришел без полиса, то ему не имеют права отказать. Ему лишь нужно, чтобы был документ, удостоверяющий личность, и назвать свою страховую компанию. А в регистратуре легко можно найти все в этой базе. Это не является основанием для отказа. Нас пытались лечебные учреждения убедить, что брали деньги с человека, потому что он был без полиса. Но сейчас это не пройдет — у нас жесткие правила. Человека очень легко найти в базе застрахованных. С официально неработающих иностранцев могут взять деньги, потому что они не застрахованы в системе ОМС.

Илья Калинин

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления