Наверное, у каждого из нас где-то дома, на антресолях, хранятся старые виниловые пластинки. В них до сих пор живет джаз, Валентина Толкунова и "Самоцветы"... Пластинки дышат пылью, потому что их сменили сначала магнитные катушки, затем – коробочки кассет. И совсем недавно – CD, которые наверняка тоже станут историей. Но иногда мы лезем на антресоли, включаем старую радиолу и время забывает о направлении движения. Дети вдруг становятся взрослыми, а взрослые – совсем детьми.
25 января в НГДТ п/р Сергея Афанасьева пили коньяк, дарили галстуки, били вдребезги раритетные пластинки и крутили "музыку на костях": стартовала "Взрослая дочь молодого человека" – история модного в восьмидесятые (и даже скандального!) драматурга Виктора Славкина. История о, казалось бы, выросших семидесятниках и их "детях – цветах", в постановке Анатолия Васильева когда-то в прямом смысле навела шороху – современники легко узнавали в себе и своих знакомых стилягу Бэмса.
Это было почти откровением: зрители ностальгировали по еще не совсем забытому прошлому – с "коками", джазом и "вражеским" напитком "Кока-кола". По тому самому прошлому, когда под запретом было практически все, кроме Светлого будущего. Теперь же, когда это будущее наконец (так и не) наступило, Славкин кажется многим уже неактуальным: благополучно забыты и стиляги, и хиппи, и битломания сошла на нет. За "Тайдом" уже не нужно ехать в Москву. Только вот у родителей остались дети, а у детей, как ни странно, родители. И никуда нам ни деться друг от друга. "Взрослая дочь" в постановке Сергея Афанасьева об этом и толкует. И под звуки пощечин, под грохот бьющейся посуды, под звенящую тишину недоговоренности: мало ли как могут звучать нормальные человеческие отношения? – рождается то секретное, что объединяет людей, несмотря ни на что. Время, как дискжокей, все крутит и крутит старые диски. И нам ничего ни остается, кроме как СЛУШАТЬ.
Разбитая пластинка и "радуга" над домом, холодильник "ЗиЛ" и люстра, растущая упрямо из пола. Одна стена в обоях, другая - давно заклеена газетой. Художник Владимир Фатеев придумал для этого спектакля мир, разделенный невидимой границей. Эта граница, появляется (исчезает?) вместе со стуком захлопнувшейся двери в "детскую". И достучаться до собственной (уже взрослой!) дочери можно только одним способом: махнуть рукой на кардионевроз и стать ненадолго МОЛОДЫМ человеком, забраться в ее окно по "радуге" и попытаться услышать ИХ музыку. И может быть, тогда выяснится что не так уж и важно, ЧТО на данный момент звучит: "И.Х. Суперстар" или "Поезд на Чаттанугу".
"Взрослая дочь" легко попадает в тему "радиопостановки" "Зеленая зона" и "кинокомедии" "Пять вечеров". Это своего рода "продолжение": если главным героем первой было радио, а второй – киноэкран, то можно предположить, что в этот раз главную (НЕЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ) роль играет пластинка. Помните, лет двадцать назад были такие пластинки с записанными на них детскими сказками? Родители включали их своим детям, когда ненадолго уходили из дома. Например, в театр. Так вот, для того что бы увидеть и услышать "Взрослую дочь молодого человека" в НГДТ совсем необязательно бросать уже ВЗРОСЛЫХ детей одних – возьмите их на спектакль с собой. И мне кажется (да я просто уверена в этом!), у вас будет о чем поговорить (помолчать?) после окончания "стиляжьей ухи".
Ирина Жаркова, специально для RELAX\'a
Фото: Андриан Козин