NGS
Погода

Сейчас+24°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+24°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +22

5 м/c,

ю-з.

744мм 45%
Подробнее
2 Пробки
USD 91,82
EUR 98,95
Реклама
Развлечения «Параджанов»: гений забитых предков

«Параджанов»: гений забитых предков

Он словно бабочка в огне…

В открытом доступе появился фильм о Сергее Параджанове, который Украина выдвинула на премию «Оскар»

Спустя всего лишь три месяца после мировой премьеры в интернет просочился один из самых дорогостоящих украинских фильмов, работа над которым шла без малого пять лет. Теперь к нему имеет доступ любой человек, заинтригованный неоднозначной фигурой великого режиссера. Кино, снятое в двух версиях (на украинском и русском языке), на минувшей неделе вышло в украинский прокат, но, похоже, не дождется столь же уважительного отношения в России. И это будет вдвойне досадно, поскольку не обласканный фестивальными наградами фильм оказался на удивление душевным и совсем не чуждым поэтической образности. По ходу просмотра мне не раз вспомнились «Полторы комнаты» Андрея Хржановского — байопик об Иосифе Бродском.

Эксцентричный фантазер Параджанов, снявший «лучший украинский («Тени забытых предков») и армянский («Цвет граната») фильмы», как мало кто другой натерпелся от советской власти, упрятавшей его в колонию строгого режима по сфабрикованному обвинению в мужеложстве. Он подорвал в зоне здоровье и утратил добродушный взгляд на мир, но не потерял профессиональные навыки и оригинальное кинематографическое видение, почти триумфально вернувшись в кино спустя полтора десятка лет. После смерти о нем было снято уже несколько документальных картин, и вот впервые появилась игровая лента, мировая премьера которой без особого шума состоялась этим летом на МКФ в Карловых Варах. Меж тем уже сам факт появления байопика о выдающемся режиссере заслуживает по меньшей мере того, чтобы с ним ознакомиться.

Стремление авторов-сорежиссеров — украинки Елены Фетисовой и французского армянина Сержа Аведикяна (исполнившего заодно главную роль) — найти поэтический язык, адекватный личности маэстро, представляется едва ли не главным достижением картины. Среди активно используемых тропов лично мне очень понравился прием «внедрения» Параджанова в кадры его двух самых знаменитых фильмов, где он дает наставления актерам — Ивану Миколайчуку и Софико Чиаурели, как правильно себя следует вести перед камерой. В других комбинированных сценах остроумно обыгрывается страсть Параджанова к коллажам, неимоверное количество которых он создал в те годы, когда был насильственно отлучен от кино.

Параджанов часто использовал для них фотографии, и Аведикян с Фетисовой придумали остроумные «аппликации» в духе маэстро. В одном случае Параджанов вырезает глаз в гигантском портрете Брежнева, закрывавшем стену жилой многоэтажки на время празднования Первомая, и наблюдает оттуда за происходящим на улице, в другом — забирается на плечи генсека. Вряд ли такие выходки имели место в реальной жизни, но главное, что они вполне соотносятся с эпатажными провокациями режиссера, любившего шокировать окружающих.

Однако, найдя форму высказывания, адекватную «эпацентрическому» герою, во второй части постановщики картины почти полностью отказались от коллажных образов, ограничившись традиционными мизансценами, разыгранными с помощью актеров. То ли у них иссякла фантазия, то ли средства на ее реализацию, но если бы предложенная вначале полистилистика получила развитие в дальнейшем, то фильм бы еще больше поднялся в цене. Особенно сейчас, когда кино переживает период крайнего оскудения кинематографического языка, и любые — пусть даже не во всем удачные — попытки его разнообразить пошли бы только на пользу.

Выход этой картины в какой-то мере приурочен к 90-летию Параджанова, которое будет отмечаться в следующем году. Украинские кинематографисты, допустившие в 1960-е годы травлю режиссера-чужака и в то же время своего коллеги, после того как он снял шедевр, принесший студии имени Довженко рекордное количество призов, завоеванных на разных международных фестивалях, решили наконец-то реабилитировать того, кто стоял за этим триумфом. Собрав по европейским сусекам почти два миллиона евро, они сняли кино, которое украсило бы афишу любого фестиваля или кинотеатра, работающего не с попкорном, а именно с арт-фильмами. А в данной ситуации еще и гармонично соотнеслось бы в прокате с «Вечным возвращением» Киры Муратовой и с новой лентой Романа Либерова «ИЛЬФИПЕТРОВ».

Фото analitikaua.net

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления