После «Аватара» любителям трехмерных зрелищ феерического размаха пришлось три месяца терпеть унылую реальность в ожидании «Алисы в Стране чудес» Тима Бертона. Снова 3D-формат в руках режиссера, известного умением творить миры, но на этот раз — еще и экранизация прямо-таки книги книг, по поводу которой миллион нерешенных вопросов и пожеланий остался с детства. Кино из списка самых долгожданных лент года вышло — и теперь есть риск, что разочарованных будет куда больше, чем после просмотра «Аватара».
Справка: «Алиса в Стране чудес» (США, 2010) — фантазия по мотивам сказок Льюиса Кэрролла: взрослая Алиса возвращается в Страну чудес. Режиссер — Тим Бертон («Эдвард Руки-Ножницы», «Сонная лощина», «Чарли и шоколадная фабрика»). Бюджет — около 150 млн долларов. Есть 3D-версия. В ролях: Алиса — Мия Васиковски, Шляпник — Джонни Депп, Красная Королева — Хелена Бонэм Картер («Бойцовский клуб»). Продолжительность — 109 минут.
Начнем с того, что это никакая не кэрролловская «Алиса». То, что знатный чучельник Тим Бертон был рожден, чтобы экранизировать Льюиса Кэрролла, кажется только на первый взгляд. Конечно, оба слывут чудаками, но на этом сходство кончается. Сказки Кэрролла — языковая головоломка, чистая игра разума, очаровывающая в детстве как приобщение к миру взрослых, вечно подразумевающих не то, что они вроде бы говорят. Фильмы Бертона же — мир вещественный, фактурный, — каким он бывает в детстве, когда взгляд вечно крупно фокусируется то на замысловатых трещинах асфальтах, то на дохлой птице. Со словами здесь не поиграешь: если уж тебя назвали «руки-ножницы», то изменить свою сущность, ловко переставив буквы и обратившись в какого-нибудь «ужа из Ниццы» или «уже роженицу» не получится — так и придется резать лезвиями-конечностями себя и окружающих.
Получив все-таки предложение руки и сердца от гусака-лорда, страдающего занудством и хроническими запорами, Алиса использует мелькнувшего в кустах кролика как повод удрать от объяснений, в погоне падает в кроличью нору и снова оказывается в Стране чудес. Как и в старинном «Волшебнике из страны Оз», новые технологии подключаются только когда героиня вырывается из обыденности, сбежав с плоского викторианского пикника в объемную Страну чудес.
О своем первом знаменитом путешествии Алиса ничего не помнит, не считая того, что ее всю жизнь мучают ночные кошмары. Страна чудес и сама отдает кошмаром — как в мегаполисах неблагополучных стран, замки и дивные сады здесь перемежаются выжженными пустошами, будто после бомбежки. ХХ век здесь уже наступил — и вместо абсурдной компании картонных монархов здесь военная диктатура Красной Королевы. Подпольную оппозицию представляют Мартовский Заяц и Безумный Шляпник Джонни Деппа, похожий на плод греха панк-кутюрье Вивьен Вествуд с Эдвардом Руки-Ножницы.
Идея запустить во вконец озверевшую Страну чудес, где власть захватила Королева Червей, повзрослевшую Алису с оружием в руках уже была в компьютерной игре American McGee's Alice.
Об экранизации игры, кстати, говорят уже лет десять, но дальше сценария дело не зашло. Фанатов игры бертоновская «Алиса» вряд ли утешит — она недостаточно жестока и чересчур моралистична. Но прямолинейностью сюжета, напоминающего квест, фильм компьютерную игру все-таки напоминает. В отличие от кэрролловского парения в абсурде здесь все заняты делом и, как идеальный менеджер из брошюры по трудоустройству, мотивированы по самое не могу. Вот и сопротивляющуюся Алису в чайник запихивают не абсурда ради, а чтобы спрятать от нагрянувших с репрессиями спецназовцев Красной Королевы.
История катится вагонеткой по прямым и накатанным рельсам, вдоль которых вырастают аттракционы, — по образу и подобию Диснейленда в «Алису» вместили практически все, что вы вообще когда-нибудь видели в кино.
Готические бертоновские декорации — гнутые деревья с фирменными завитушками, лунный свет и суп из полусгнивших человеческих пальцев? Будут! Средневековая легенда о рыцаре, истребителе драконов? Тоже будет. Диснеевская говорящая собачка, у которой украли щенков? Простите, будет. Шекспировские страсти, попытка убийства из ревности? На пару минут, но будет. В «оскаровском» стиле драма о душевном расстройстве — из тех, которые заставляют циничного зрителя вдруг поморщиться и поискать ресничку в глазу? Батальная сцена с конной массовкой? Невероятно, но тоже будет.
К «Алисе» будет миллион претензий: и к тому, что здесь нашлось место всему, кроме собственно Кэрролла, и к примитивному сюжету… Да и то, что Джонни Депп в бертоновском мире вдруг оказался стареющей рок-звездой, в миллионный раз лабающей все тот же хит, — тоже не радует. Но все претензии перевешивает вздох после просмотра: «Как же все-таки было круто».
Состоящая на 90 % из цифровых чудес «Алиса» предсказуемо визуально великолепна.
Бертон выдерживает баланс между мощью спецэффектов и легкой неуклюжестью-рукотворностью своих предыдущих работ. 3D-эффекты Бертону явно к лицу, и используются они щедро, включая хлестки по зрительским щекам. Родителям маленьких детей стоит учесть, что хотя сюжет «Алисы» стал стандартнее и понятнее, он одновременно стал и страшнее — и ежам, которых используют вместо крикетных мячей, взаправду больно. А эпизод, в котором уменьшенная до размеров пальца Алиса перебирается через ров вокруг замка Королевы, заваленный отрубленными головами, проваливаясь в рты и спотыкаясь о носы, родителям точно не понравится.
Елена Полякова