NGS
Погода

Сейчас+7°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+7°

пасмурно, без осадков

ощущается как +4

2 м/c,

с-в.

746мм 62%
Подробнее
3 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Реклама
Экономика Аплодисменты на хлеб не намажешь

Аплодисменты на хлеб не намажешь

Сколько зарабатывают звезды новосибирской сцены и что им могут предложить работодатели кроме денег

Вакансия главного режиссера в театре «Красный факел» будет открыта весь предстоящий театральный сезон, в течение которого дирекция театра и труппа будет рассматривать кандидатов. Но вакансия художественного руководителя в ведущий театр города — это случай исключительный. Как в целом обстоят дела на рынке творческих вакансий, на каких условиях нанимают не только худруков, но и рядовых артистов и музыкантов, на какую зарплату они могут рассчитывать, а также часто ли калымят на стороне и сколько им за это платят — об этом корреспонденту НГС.РАБОТА рассказали руководители ведущих новосибирских театров.

Требуется главный режиссер

В начале августа у главного режиссера «Красного факела» Александра Зыкова, который руководил труппой с сентября 2006 года, истек срок трудового контракта. Продлевать контракт с ним театр уже не будет, но Александр Зыков по-прежнему будет ставить спектакли на сцене «Красного факела». Дирекция театра начала поиски нового главного режиссера. Директор Александр Кулябин упомянул об этом в интервью две недели назад, и, по его словам, ему уже посыпались письма — как от режиссеров с предложениями и резюме, так и от критиков с рекомендациями. Вакансия будет открыта весь предстоящий сезон, имя нового главного режиссера новосибирцы узнают весной 2014 года.

Главными критериями отбора кандидатов директор театра «Красный факел» Александр Кулябин назвал талант и специальное образование, профессиональные навыки и стаж работы, послужной список и наличие регалий. «Выпускников вузов мы не рассматриваем. Этот человек уже должен сделать многое в этой профессии», — подчеркивает директор театра. Он сообщил, что конкурса как такового не будет и вакансию нигде размещать не планируют. Несмотря на это в театральной среде уже знают, что ведущему новосибирскому театру требуется главный режиссер.

В поиске кандидата особое внимание дирекция и труппа театра уделят театральным фестивалям, в том числе «Новосибирскому транзиту», куда приезжают труппы со всей страны. После того как определятся с кандидатом, ему предложат постановку спектакля. Это своего рода экзамен, чтобы посмотреть на будущего главного режиссера в деле. Контракт заключат как минимум на 3 года. Если главный режиссер приедет из другого города, то ему предоставят служебное жилье.

Заработки богемы

Если вакансия главного режиссера театра — это исключительный случай на рынке творческих вакансий Новосибирска, то подбор труппы и поиск рядовых артистов — для театров постоянная работа. Директор театра «Глобус» Татьяна Людмилина подчеркнула, что формирование труппы — сложный многолетний процесс. Труппа — живой организм, он меняется, развивается, совершенствуется. И ежегодно, в течение театрального сезона, театр ищет новые имена. «К нам невозможно попасть по объявлению — его по определению не будет никогда, в нашем театре во всяком случае. Мы нигде не публикуем творческие вакансии, в этом нет необходимости. «Глобус» хорошо знают и любят не только в нашем городе, но и в России. Поэтому показываться к нам приезжают из разных городов страны. И отбор идет очень серьезный. Например, в прошлом сезоне на 3 актерские вакансии мы посмотрели более 80 человек!» — вспоминает Татьяна Людмилина.

По словам художественного руководителя-директора новосибирского театра музыкальной комедии Леонида Кипниса, театр заключает с артистами срочные контракты на театральный сезон. Условия заключения контрактов имеют свои специфические особенности, в отличие от работников нетворческих специальностей. В частности, в договоре фиксируются как требования к внешнему виду, так и условия сохранения физической и профессиональной формы (вокал, пластика).

Подбирая артистов в труппу, руководство «Красного факела» внимательно следит за теми, кто выпускается из театрального института. Наблюдают за артистами других театров и делают им предложение, от которого те, как правило, не могут отказаться. Как сообщил директор «Красного факела» Александр Кулябин, средняя зарплата краснофакельца — 27 тыс. руб., но фактическая «вилка» составляет от 12 тыс. до 45 тыс. руб. в зависимости от стажа и занятости в спектаклях. «Чем больше ты играешь на сцене, тем выше твоя зарплата», — объясняет Александр Кулябин. Аналогичный диапазон зарплаты назвал и Леонид Кипнис, подчеркнув, что кроме занятости и востребованности важно, насколько велик уровень сложности исполняемых ролей.

На вопрос о доходах главный режиссер театра «Глобус» Алексей Крикливый сказал, что на этот вопрос не имеет права отвечать. «Даже в договоре написано, что я не могу озвучивать эту сумму, это является частью коммерческой тайны предприятия. Зарплата, конечно, разная у тех артистов, которые работают первый год, и тех, кто в труппе давно и активно занят в репертуаре. И это не зона баснословных заработков, конечно. Если у людей на первом месте стоит финансовый вопрос, то работа на театре не решает эту проблему», — подчеркнул Алексей Крикливый.

В качестве бонуса для артистов театра можно назвать гастрольные туры за границу и по российским городам. Например, за последние несколько лет «Красный факел» побывал во Франции и Германии, посетил Санкт-Петербург и Челябинск. Театр музкомедии выезжает на гастроли в российские города не менее двух раз за театральный сезон. Безусловно, это прекрасный моральный стимул для артистов, уверен Леонид Кипнис.

«Пусть будет легенда, что гастроли — это бонусы», — соглашается Алексей Крикливый и заверяет, что на самом деле это очень волнительно: новый зритель, новые площадки, непонятно, что с этим всем делать. Или эти перелеты, у тебя нет настроения, спать хочется, а тебе играть надо и «защищать честь» театра, города или области. «Это же стресс на стрессе! Бонусы — это летом в Италию полететь, например. Хотя гастроли — это, конечно, интересно: в поезде проехаться, в другом городе побывать. Только вот обычно у нас очень жесткий график: приезжаем, день побыли в городе, на следующий день спектакль, а потом все — уезжаем. Но это и приключение своего рода, и вообще что-то прикольное», — улыбается главный режиссер «Глобуса».

Халтура — это святое!

Не всем обладателям дипломов театрального института или училища хватает работы на профессиональной сцене, поэтому многим приходится искать заработок в свободном плавании. Часть актеров идут в антрепризу, часть — в индустрию праздников, аниматорами и ведущими. Музыканты тоже трудятся на нескольких работах, обеспечивая себе достойное существование. Даже вполне устроенные артисты не брезгуют халтурой. Правда, любой из них вам скажет, что на халтуре никто не халтурит, и отношение к ней — святое. Ведь это очень серьезная статья дохода.

По мнению Александра Жагорова, художественного руководителя ансамбля «Ретро», знаменитого своими совместными концертами с полпредом Виктором Толоконским, талантливые люди редко бывают материально успешны. И, как правило, даже самые мощные театральные актеры живут очень скромно.

«Зарплаты у них небольшие, ролей на всех не хватает, поэтому им приходится подрабатывать. Кто-то может поступиться своими принципами и вполне свободно работает на корпоративах и юбилеях, но есть и те, кто категорически не может и не хочет заниматься таким «творчеством», и живет буквально на одну зарплату», — рассказывает Александр Жагоров.

Директор «Красного факела» Александр Кулябин не только не запрещает актерам подрабатывать на стороне, но и приветствует такую деятельность. «Если у артиста в сезоне нет роли, зачем же ему сидеть без дела, пусть работает в антрепризе. Актер должен очень много работать — буквально 24 часа в сутки», — улыбается г-н Кулябин.

Артисты театра музкомедии не связаны жесткими рамками контрактов и в течение рабочего дня у них достаточно свободного времени, заверил худрук Леонид Кипнис. Поэтому многие его подчиненные имеют возможность подработки, в том числе в качестве педагогов в специальных учебных заведениях города. Леонид Кипнис не отрицает, что артисты могут подрабатывать на стороне, если это не мешает основной работе. Чаще всего это происходит в новогодние праздники.

Директор театра «Глобус» Татьяна Людмилина считает, что способы дополнительного заработка сегодня есть у всех, и у творческих работников особенно, потому что эта сфера постоянно развивается. «Мы ни в коей мере не препятствуем этому», — заверила Татьяна Людмилина.

Лариса Сокольникова
Фото thinkstockphotos.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления