NGS
Погода

Сейчас+16°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+16°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +14

2 м/c,

ю-в.

742мм 41%
Подробнее
2 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Реклама

Напрасный инвестфонд

Инвестфонд потратил два года впустую, объявил премьер-министр Виктор Зубков. Хотя государство исправно выделяет деньги, из-за бюрократии на дело потрачена лишь десятая их часть. Если будут реализованы предложения Минрегиона, то получить деньги из фонда станет еще сложнее.

У российских властей не получается пустить государственные деньги на развитие экономики, даже если они сами хотят это сделать. Типичный тому пример – инвестфонд, затеянный правительством для того, чтобы вместе с бизнесом финансировать строительство дорог, портов и прочей необходимой государству инфраструктуры.

«Фонд образован, по сути, в ноябре 2005 года, времени прошло достаточно много. По сути, 2006 и 2007 годы потеряны», – возмутился премьер-министр Виктор Зубков, открывая в четверг заседание кабинета, посвященное работе фонда.

«По данным Минрегиона, из 265 млрд рублей, которые должны были быть в 2007 году освоены, израсходовано всего лишь 28,3 млрд рублей. На финансирование реальных проектов направлено всего 1,8 млрд рублей», – констатировал Зубков.

За время существования инвестфонда правительственные комиссии одобрили финансирование 20 проектов, правительство подтвердило 13 из них. Программ немного: правительство выдвинуло для претендентов на получение софинансирования из госбюджета весьма строгие критерии. Это должны быть только крупные инфраструктурные проекты, с госучастием не менее 5 млрд рублей, но со сроками реализации не более пяти лет. Чиновники опасались потратить деньги неэффективно и запустить массу долгостроев, на реализацию которых впоследствии может не хватить денег.

Однако даже счастливо прошедшие конкурс проекты толком не заработали: большинство из них сидит без денег. Виной тому – бюрократические проволочки.

Так, семь утвержденных проектов используют механизм концессионных соглашений, когда инвестор (концессионер) строит за свой счет объект (недвижимое имущество), но право собственности на него уходит государству, которое потом обязуется предоставить инвестору права пользования. Закон о концессиях был принят в 2005 году, однако не мог работать без утвержденных правительством типовых концессионных соглашений. На это ушло больше года. Но в 2007 году оказалось, что механизм концессионных соглашений все равно не работает. Из-за этого разгорелся скандал вокруг проекта «Западный скоростной диаметр»: средства на запуск которого пришлось искать Санкт-Петербургу. Необходимые же изменения в положение об инвестфонде поступили на стол к председателю правительства только в ноябре 2007 года.

С шестью проектами, где концессия не применяется, тоже возникли проблемы. Финансирование трех из них должно было начаться в 2007 году, но программа «Строительство нефтеперерабатывающих заводов в г. Нижнекамск» денег так и не получила. «Ввиду сложности бюджетного процесса», – объяснил Минрегион. В итоге средства вернулись в бюджет в связи с закрытием финансового года. Финансирование еще трех проектов должно быть открыто только в 2008 году, но уверенности, что так оно и будет, тоже нет.

Критика, прозвучавшая в четверг от Зубкова, относится в первую очередь к МЭРТу, который отвечал за инвестфонд до осени 2007 года.

Теперь этот институт развития находится в ведении Минрегиона, и как сообщил заместитель главы Минрегионразвития Максим Быстров, министерство уже подготовило меры по повышению эффективности инвестфонда.

Во-первых, теперь из его средств будут финансироваться также «наиболее значимые региональные проекты». А поскольку регионам довольно сложно преодолеть пороговое значение минимальной стоимости проекта в 5 млрд рублей, появится новая форма инвестпроектов – комплексные. Они будут включать в себя несколько простых проектов, у которых могут быть разные коммерческие инвесторы.

Впрочем, на деле Минрегион собирается не упростить, а усложнить выдачу денег из инвестфонда: он боится, что в дальнейшем их может не хватить.

Дело в том, что большинство проектов пока находится на стадии разработки проектно-сметной документации, и денег на это требуется немного. Но затем начнется строительство, и тут затраты будут гораздо выше. По подсчетам Минрегиона, уже в 2016 году в инвестфонде ожидается более 600 млрд рублей дефицита. «Кроме того, большая часть средств инвестиционного фонда направляется на реализацию концессионных проектов. И при условии их одновременной реализации, средств фонда, предусмотренных бюджетом, не хватит для их финансирования», – говорит Минрегион.

Поправить ситуацию, считают в министерстве, могло бы изменение порядка отбора проектов. Сейчас он происходит по мере поступления заявок. «При этом отсутствует механизм выделения средств на финансирование проектов в зависимости от приоритетности решаемых в ходе их реализации задач и потребности в финансировании во времени», – отмечает ведомство Дмитрия Козака. А потому Минрегион предлагает сначала накапливать побольше заявок и ввести некое их рейтингование. А затем рассматривать их все скопом на заседании правительственной комиссии, которая будет собираться дважды в год по проектам федерального значения и раз в год – по региональным.

Проблема нашего государства в неумении тратить, объясняют эксперты.

Мы хорошо сумели накопить, но чтобы начать эффективно распоряжаться деньгами, нужно сменить психологию и менеджмент.

«Для управления средствами такого масштаба нужен менеджмент покруче, чем у наших олигархов. Там за спиной бизнес-школы, МВА, там кожей нужно чувствовать все эти бизнес-планы, окупаемость, эффективность. И то, последние в сравнении с госсредствами оперируют копейками», – говорит директор центра макроэкономических исследований БДО Юникон Елена Матросова.

Старший аналитик ИК «Ак Барс Финанс» Владимир Рожанковский по-другому расставляет акценты. Он считает, что Минрегион сознательно притормозил процесс. «Не хочу защищать правительство, но, наверное, у чиновников свежи в памяти времена, когда федеральные средства разворовывались со страшной силой. Проконтролировать это невозможно и сейчас. Поэтому, видимо, Минрегион хочет взять паузу, пока не будет решен этот вопрос. Другой причины я не вижу. Хотя, безусловно, это плохо, регионы будут задыхаться без денег», – говорит он.

В этом случае картина получается совсем невеселая, поскольку вопрос коррупции в России вряд ли будет решен в ближайшие годы.

Газета.Ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления