Немецкий концерн METRO Cash&Carry начал пускать детей в свои торговые центры. Ранее вход для детей младше 10 лет был закрыт из соображений безопасности, а теперь работу погрузочной техники в этот день ограничили — пока, правда, лишь в воскресенье. В самой компании свое решение объясняют тем, что проблема невозможности пройти вместе с детьми беспокоила «профессиональных» покупателей, которые зачастую приезжали в магазин в сопровождении семьи. Другие представители ритейла считают, что этот шаг направлен вовсе не на оптовых покупателей, для которых старается работать METRO Cash&Carry, а на обычных розничных потребителей, имеющих карту клиента.
Справка: ООО «МЕТРО Кэш Энд Керри» — сеть оптовых, мелкооптовых торговых центров, специализирующихся на обслуживании небольших предприятий. Представлена в 31 стране более чем 670 центрами мелкооптовой торговли. В 2009 году объем продаж METRO Group составил ?66 млрд, выручка в России — 114,3 млрд рублей. В Новосибирске работают два магазина METRO Cash&Carry: на Большевистской и на улице Северная.
Ранее маленьких детей в торговые центры METRO Cash&Carry не пускали из соображений безопасности, объясняя, что формат работы для профессиональных, по-простому оптовых, покупателей подразумевает наличие в торговом зале крупногабаритных грузов и больших тележек. Приемка и погрузка товаров проходит также в торговом зале, в специально отгороженных местах. Тем не менее, это создает риск безопасности детей. Как сообщила руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям METRO Cash&Carry Оксана Токарева, теперь вход с детьми возможен по воскресеньям с 8:00 до 20:00 не только в Новосибирске, но и во всех торговых центрах России. Работа погрузочной техники в этот период времени ограничена, а меры безопасности усилены.
В компании полагают, что посещаемость торговых центров в России увеличится. «Не думаю, что дети смогут помешать профессиональным покупателям», — говорит Оксана Токарева. Некоторые ТЦ оборудованы специальными детскими комнатами, в перспективе METRO Cash&Carry планирует создать их во всех торговых центрах России.
Как отмечают в «Ашане», разрешить посещение с детьми для METRO Cash&Carry — большой шаг, такая возможность позволяет людям спокойно проводить время за семейными покупками. «Покупатели, приходящие в магазин со своими детьми, проводят там гораздо больше времени, они не волнуются о том, что оставили их дома. Тем более что это также прекрасная возможность для тех, кому просто не с кем оставить детей», — рассказывает Мария Курносова, руководитель по внешним коммуникациям «Ашан Россия». Специально для клиентов, приходящих за покупками семьей, в «Ашане» создали отдел «Кулинария», в котором можно перекусить по время шопинга.
Менеджер по стратегическому маркетингу ТХ «Сибирский Гигант» Мария Бей уверена, что разрешение на вход с детьми сделано не для оптовых покупателей, а для обычных людей, имеющих карточку METRO Cash&Carry:
«Как представитель компании, имеющий в портфеле оптово-розничный магазин, могу сказать, что доля оптовых продаж в воскресенье самая маленькая. Такие покупатели приходят в торговый центр с понедельника по пятницу и обычно без детей, поскольку совершать покупки — их работа, они держат свой магазин или ларек».
Работая в сегменте «бизнес для бизнеса», в том числе для ресторанов, METRO Cash&Carry хорошо справляется с поддержанием широкого ассортимента, представляя не только обычную продуктовую линейку, но и экзотические фрукты, австралийское мясо для стейков и непонятные для простого потребителя вещи — такие как вилка для лобстера или щипцы для омаров. Неудобным для розничного клиента покажутся большие упаковки и то, что некоторые продукты не продаются по 1 штуке.
В этом году был обновлен дизайн полочных ценников METRO. Как и прежде на них указаны две цены, с НДС и без НДС, но акцент сделан на цене с НДС, так как оптовые покупатели оплачивают стоимость продукта именно по этой цене. «При составлении отчетных бухгалтерских документов, стоимость НДС принимается к вычету, согласно законодательству РФ. Поэтому на ценниках указана и цена без НДС для того чтобы клиент мог видеть итоговую цену приобретаемого товара», — рассказывает Оксана Токарева.
Рекламные предложения METRO Cash&Carry в последнее время создают впечатление, что компания хочет привлечь массового потребителя, взгляд корреспондента НГС.БИЗНЕС не раз останавливал щит с надписью «Собираетесь на шашлык? Загляните к нам», а затем и предложение взять телевизор. В компании подчеркивают, что концепция METRO Cash&Carry основана на сотрудничестве с профессиональными клиентами: ресторанами, отелями, розничными предприятия малых форматов, различных государственных и коммерческих организациях. «И данный принцип остается неизменным. Приведенные вами в качестве примера маркетинговые инициативы лишь отражают сезонные предложения для профессиональных клиентов», — сообщили в пресс-службе.
Тем не менее, нельзя не отметить, что российские магазины METRO Cash&Carry имеет пока существенно меньшую эффективность, чем их основные конкуренты.
По данным газеты «КоммерсантЪ», в прошлом году средний оборот с квадратного метра у METRO составил 8,2 тыс. долларов. По этому показателю немцы пока не входят даже в первую десятку в России, пропустив вперед и гипермаркеты «О`Кей», и даже X5 Retail Group (львиная доля магазинов которой это небольшие универсамы «Пятерочка» и супермаркеты «Перекресток»). Для сравнения, сети «Ашан» удалось в прошлом году продать с каждого квадратного метра товаров на 14,5 тыс. долларов.
Елена Сафронова
Фото Стаса Соколова