NGS
Погода

Сейчас+14°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+14°

пасмурно, без осадков

ощущается как +13

2 м/c,

с-в.

747мм 86%
Подробнее
0 Пробки
USD 90,99
EUR 98,78
Реклама
Бизнес Экономика Книга перемен

Книга перемен

«Топ-книга» закрывает магазины, переживая падение спроса и глубокий кризис книгопечатания

Выручка книготорговой сети «Топ-Книга» за первое полугодие упала на 29,7 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — об этом сообщается в ежеквартальном отчете компании. С начала 2009 года «Топ-Книга» закрыла 86 книжных магазинов своей сети, из них 5 магазинов в Новосибирске, открыв при этом 33 новых объекта. По словам экспертов, в среднем падение продаж на российском книжном рынке составило 15–17 % в денежном выражении и на 20–30 % в экземплярах. Таким образом, по падению продаж «Топ-Книга» обогнала конкурентов почти в два раза. Эксперты объясняют плачевные результаты компании задолженностью перед издателями и ухудшением ассортимента. Ситуация на книжном рынке России тоже выглядит невеселой: ухудшается качество бумаги, а издатели делают ставку лишь на раскрученных авторов и переиздания.

Снижение прибыли в отчете объясняется сезонным падением продаж (в первом полугодии продажи всегда ниже, чем во втором) и подорожанием обслуживания долгов. По словам PR-директора «Топ-Книги» Вячеслава Ухова, больше всего пострадал формат «Городская сорока» (маленькие магазины, торговавшие периодикой и бестселлерами). Господин Ухов также отметил, что покупателя стали меньше интересовать дорогие книги (от 300 рублей), а также широкий круг изданий, содержащих советы на все случаи жизни, взятые, как правило, из интернета и, соответственно, бесплатно доступные из этого же источника.

Михаил Трифонов, бывший совладелец «Топ-Книги», а ныне директор книготорговой компании «Аристотель», считает неудачу крупнейшей книготорговой сети в России явлением закономерным. «Я не считаю, что основная проблема «Топ-Книги» заключается в ценовой политике, — комментирует господин Трифонов. — Просто магазины они делают неинтересные и недружелюбные. Если раньше эти непривлекательные магазины держались за счет высокого уровня наценки, то сейчас все всплыло наружу. Кроме того, у них возросли неплатежи поставщикам, которые перестали сгружать книги, в результате чего качество ассортимента ухудшилось». Как и Вячеслав Ухов, Михаил Трифонов отметил падение спроса на дорогие книги — главным образом на подарочные издания, альбомы и путеводители.

Спад продаж отмечают большинство книжных ритейлеров, меньше стало и продавцов на Чкаловской книжной ярмарке, о чем НГС.БИЗНЕС рассказала ее организатор Виктория Быкова.

«Выручка от книжных продаж, в отличие от всех книготорговцев, у нас выросла в 2009 году в среднем на 30 %, — рассказывает Алексей Кузменко, заместитель коммерческого директора Ozon.ru. — Приблизительно так же выросло и количество проданных экземпляров. Впрочем, и мы сталкиваемся с некоторыми кризисными тенденциями, например со снижением среднего чека».

Разумеется, трудности испытывают не только книготорговцы, но и книгоиздатели. Их «кризисная» активность привела к любопытному парадоксу. По данным Российской книжной палаты, в первом полугодии 2009 года общий тираж увеличился на 8,6 % и составил 371 млн экз., а число наименований выросло на 10,9 % и составило 65 193 единиц. При этом, по данным Росстата, книжное производство (речь идет об использованной в типографиях бумаге) за аналогичный период сократилось на 28,2 %.

По мнению экспертов, этот контраст означает, что книги в основной массе стали тоньше и печатают их теперь на дешевой бумаге.

«Трендом сейчас можно назвать переход на формат наиболее дешевых изданий, а именно на карманный формат, покетбук, — сообщает Олег Коксаров, руководитель новосибирского филиала торгового дома «Эксмо», входящего в тройку лидеров среди российских издательств. — Если раньше книга воспринималась либо как носитель информации, либо как материальный объект вожделения, то сейчас «вожделенное» свойство она почти утрачивает».

Если же попытаться сформулировать другие особенности нынешней политики издателей, то она направлена прежде всего на переиздания и публикацию авторов-брендов, проверенных в плане продаж, считает Андрей Тыщенко, директор Сибирского университетского издательства.

По словам директора Сибирского университетского издательства, издатели минимизируют риски и избегают авторов малоизвестных и «непроверенных».

Особенно это касается зарубежных авторов, за перевод и публикацию произведений которых нужно платить внушительные роялти. Впрочем, с отечественными авторами ситуация не такая однозначная. «Авторские вознаграждения у «брендовых» авторов подчас очень высоки, — объясняет представитель издательства «Эксмо». — Соответственно, найти и раскрутить нового автора может оказаться дешевле, чем купить права раскрученного».

Владимир Иткин

Фото kleo.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления