NGS
Погода

Сейчас+17°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+17°

пасмурно, без осадков

ощущается как +17

1 м/c,

ю-в.

742мм 50%
Подробнее
2 Пробки
USD 90,99
EUR 98,78
Реклама
Бизнес Экономика Отдых в палатке

Отдых в палатке

Слабая конкуренция на рынке авиаперевозок делает большинство новосибирцев «невыездными»

Несмотря на удобное географическое положение и международный аэропорт, Новосибирск не может похвастаться развитым туристическим рынком. Так, по итогам летнего сезона 2008 года Новосибирск уступил Кемерово по объемам прямого турпотока в Анталию, если же говорить о Екатеринбурге, то прямых зарубежных программ там больше в 6,5 раз. Опрос на нашем сайте показал, что более 60 % новосибирцев не были за границей. Причину того, что на столичном уровне выездного туристического рынка у нас нет, эксперты видят в монополизме авиаперевозчика. В беседе с корреспондентом НГС.БИЗНЕС директор информационно-аналитического центра STI Виталий Наумов высказал мнение, что выйти из стагнации туристическому рынку, как ни странно, поможет финансовый кризис.

Опрос на НГС.НОВОСТИ показал, что более половины опрошенных до кризиса не были за границей. По 6–7 % были в Турции, странах Евросоюза и СНГ. Насколько репрезентативна эта картина?

Да, картина выглядит в целом репрезентативно. Cамый востребованный — внутренний туризм, причем в структуре предложения местного турбизнеса с большим отрывом лидирует Алтай, потом с отставанием — Горная Шория и Хакасия (в зимний период), российское Причерноморье (летом), Москва и Санкт-Петербург (в каникулярный период). В страны Евросоюза основной турпоток идет через Москву, что связано со спецификой формирования туров: визовые службы популярных у туристов европейских стран расположены в столице.

В чем причина сравнительно небольшой популярности в Новосибирске выездного туризма?

Сразу оговорюсь, что выездной туризм у нас не менее популярен, чем в других российских регионах. Люди хотят видеть мир. Речь скорее должна идти об ограниченных возможностях новосибирцев отправиться за рубеж непосредственно из родного города. Специфика Новосибирска заключается в том, что, например, по демографическим показателям мы, как минимум, не уступаем Екатеринбургу, а объем рынка прямых зарубежных программ у нас меньше в разы (например по лету 2007 года в 6,5 раз). Почему? Там есть реальная конкуренция предложений туроператоров, базирующаяся на конкуренции перевозчиков.

Грубо говоря, граждане, которые в Екатеринбурге могли бы отправиться на отдых в Болгарию или Черногорию, в Новосибирске, располагая аналогичным бюджетом, могут провести свой отдых разве что в палатке или на огороде.

Нередко приходится слышать, что у нас перевозка дорогая потому, что мы находимся дальше от основных центров туризма: Европы, Турции и Египта. Однако по этой логике мы должны иметь дешевый Таиланд. Но ситуация складывается так, что в Таиланд дешевле долететь из Москвы, чем из Новосибирска. А если уж и вылетать из Новосибирска, то дешевле транзитом через Ташкент. Это и является следствием ограниченной конкуренции на местном рынке.

Изменит ли картину кризис?

Скорее всего, кризис способен повлиять на развитие ситуации. Сейчас наш рынок в большей степени регулируется не рыночными механизмами, а административными. На протяжении последних лет ключевой участник туристского рынка — авиакомпания S7 — контролировал от 65 до 100 % прямого сезонного турпотока. Соответственно, S7-Tour, основной заказчик блоков мест, распределял их среди туроператоров так, чтобы, по возможности, исключить их обращение к услугам других перевозчиков. В итоге туроператоры получали блоки от 10 мест на самолете. Большое количество туроператоров, имеющих места на самолете, приводит к распылению ответственности заказчиков рейса. А его реализация зависит от многих субъективных факторов.

К тому же и деятельность туроператоров в таких условиях собственно операторской не является. Допустим, прилетает самолет в Испанию, группа из 15 человек расселяется по трем отелям. Гостиница при таких объемах не даст конкурентоспособных цен на номера. Получается, что наши операторы при таких объемах покупают зарубежное обслуживание у работающих в России крупных туроператоров.

Соответственно, реальные операторы за счет объемов получают другие цены у перевозчиков, отельеров и формируют конкурентоспособный продукт. У нас этого нет, рыночные механизмы не работают.

В чем именно вы видите положительную роль кризиса?

Сейчас должны заработать реальные рыночные механизмы. Приоритеты коллективной ответственности будут сняты, перевозчики будут давать самолет не под группу компаний, каждая из которых сможет «спрыгнуть» с рейса, но под конкретного туроператора, который отвечает за весь рейс. Региональные операторы будут вынуждены либо заказывать самолеты, либо уходить с рынка. До сих пор основной перевозчик старался по возможности удовлетворить запросы всех операторов, местные власти были довольны тем, что рынок противостоит экспансии московских туроператоров, опасаясь ухода налогов из региона. Беспокойство само по себе напрасное: серьезные туроператоры ни технологически, ни финансово не заинтересованы в организации прямых продаж. Если они и придут, продавать их туры будут все равно местные агентства, налоги никуда не уйдут из области, зато рынок станет более здоровым.

Может ли произойти расширение географии прямых вылетов?

Расширение географии — один из трендов развития нормально функционирующего туристского рынка. В плане расширения географии массового туризма наиболее перспективными представляются безвизовые страны и страны с облегченным визовым режимом: страны Юго-Восточной Азии и Северной Африки.

Как именно влияет отсутствие реальной конкуренции перевозчиков на рынок выездного туризма в Новосибирске?

Как я уже говорил, в плане организации выездного туризма Новосибирск стагнирует и очевидно упускает возможность приобретения статуса столичного рынка. Снижаются количественные показатели. К примеру, по итогам летнего сезона 2008 года Новосибирск впервые уступил Кемерово по объемам прямого турпотока в Анталию. 42 % западносибирских туристов вылетело на этот турецкий курорт из столицы Кузбасса и только 36 % — из столицы СФО. В прошлом году впервые обозначилась еще одна тенденция. Ранее Новосибирск аккумулировал региональные турпотоки, на отдых за рубеж из Новосибирска вылетали и омичи, и красноярцы. Это объяснялось как конкурентными ценами, так и спектром существующего здесь предложения. В этом году часть потока развернулась в обратную сторону, и уже новосибирских туристов стали вывозить автобусами на рейсы в Барнаул, Кемерово.

Как скажется падение курса рубля на туристическом рынке?

Если рубль будет дешеветь, а это сейчас ни у кого сомнений не вызывает, привлекательность выездного туризма будет снижаться, а внутренний, наоборот, станет еще популярнее. И здесь есть одна немаловажная деталь. Если туристический поток будет переориентирован на внутренний туризм, туда потекут деньги. Для турбаз и пансионатов это шанс инвестировать деньги в развитие собственной инфраструктуры. С другой стороны, владельцы средств размещения могут оценить ситуацию как возможность получить сверхприбыль, и это станет прямым путем к деградации.

Владимир Иткин

Фото gettyimages.com (1), Александра Богача (2)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления