NGS
Погода

Сейчас+11°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+11°

пасмурно, дождь

ощущается как +9

3 м/c,

ю-з.

741мм 83%
Подробнее
2 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Реклама

Время собирать бутылки

Увеличение числа потребителей водки и майонеза поможет заводу «Экран» пережить мировой кризис

Производство стеклотары — одна из немногих областей промышленности, которую финансовый кризис затронул не очень сильно. Завод «Экран», около 10 лет назад перепрофилировавшийся из приборостроительной компании в предприятие по производству бутылок и банок (на данный момент крупнейшее за Уралом), в этом году достиг внушительных результатов: выручка от реализации за 9 месяцев на 62 % превысила показатель аналогичного периода прошлого года, прирост чистой прибыли по стекольному производству составил 71 %. О перспективах продажи и производства стеклотары корреспондент НГС.БИЗНЕС побеседовал с директором по экономике и финансам Владиславом Борисовичем Курмашевым.

Справка: Завод «Экран» был основан в начале 1950-х годов. До 1990-х основой его производства являлись фотоэлектронные умножители и электронно-оптические преобразователи, которые использовались в оборонной и космической промышленности, а также поставлялись на экспорт. На современном уровне производство стеклобутылки на заводе было организовано в конце 2002 года. 75 % акций завода принадлежит группе компаний РАТМ. За 9 месяцев текущего года выручка от реализации стеклотары завода «Экран» составила 935 млн руб., прибыль от реализации стеклотары — 157 млн руб. Сейчас на заводе трудится около 1100 работников.

Какую долю в структуре доходов завода занимает выручка от продажи стеклотары?

Практически сто процентов. За 9 месяцев выручка составила 935 млн руб., более 900 млн из этой суммы — выручка от продажи стеклотары, остальное — доходы от сдачи в аренду имущества, которое не используется для заводских нужд, и всевозможные услуги.

Владислав Курмашев: «Кроме четушек и «чебурашек» большинство позиций у нас по сути своей эксклюзивные»

Завод «Экран» раньше не ассоциировался исключительно со стеклотарой. Его деятельность была связана с приборами и оборонным производством.

Да, верно. Раньше помимо кинескопов и электронно-лучевых трубок, откуда и пошло название завода «Экран», здесь делали и приборы. Но в 2005 году это направление деятельности выделили в отдельную компанию — она интегрирована сейчас в приборостроительный холдинг группы РАТМ, и оборонные заказы там действительно встречаются. А «Экран» стал заниматься стеклом, и ничего для оборонки у нас не заказывают. Нет у нас ничего такого, разве что упаковку для коктейля Молотова можем сделать. (Смеется.)

Какие предложения завода наиболее интересны? Кто является основными покупателями в России и в Новосибирске в частности?

Площади, не используемые заводом, занимают три четверти его территории

У нас есть два направления — стеклотара узкогорлая бесцветная, то есть бутылка, и широкогорлая, то есть банка. С конца 2005 года мы производим маленькую баночку — 0.25, 0.5, 0.95 л. Где-то в марте-апреле текущего года начали делать и крупную банку — 1.5, 2, 3 литра. Сейчас мы заканчиваем строительство одной из стекловаренных печей в новом стекольном комплексе.

Раньше наш завод был не очень большим региональным предприятием и работал с мелкими компаниями. Мощности были соответствующие. Сейчас же мы на производстве установили скорострельные машины и работаем с крупными клиентами. Из местных ликероводочников сотрудничаем с ООО «Витта». Сейчас выходим на «Русский алкоголь», производителя брендов «Зеленая марка» и «Ямская», — эта компания недавно построила завод в Кольцово. Из других городов Сибири нашими клиентами являются: ЛВЗ «Оша», Томский ЗПП, «Томь-Экстра», «СВК», Мариинский ЛВЗ. Другое направление — пивное — мы тоже начали развивать в этом году: с апреля работаем с «Балтикой». Совсем недавно стали сотрудничать с «Эфесом». Если говорить о широкогорлой стеклотаре, то ее хорошо берут производители майонеза — НЖК, ИМЖК, «Краспищепром», а также производители соков и консервов.

Около 50 % продукции «Экрана» поставляется в Казахстан и Киргизию

Насколько ваша деятельность завязана на алкогольную промышленность? Не возникнет ли у вас проблем, если кризис ударит по производителям напитков?

Мы были завязаны на алкогольную промышленность три года назад. Тогда 100 % продукции было рассчитано на «ликерку». Сейчас у нас работают 3 печи и 7 производственных линий, из них 2 линии производят банку, 2 линии — пивные бутылки, и только 3 — то есть меньше половины — это продукция для ликероводочных предприятий. Поэтому можно сказать, что мы сознательно диверсифицировали производство. Действительно, с ликероводочной промышленностью возникают проблемы, она сильно регулируется государством, и все негативные последствия мы успели испытать на себе в 2006–2007 году. Проблема с акцизами привела к проблемам со сбытом нашей продукции. Собственно, политика наша изменилась в прошлом году, когда мы перестали ориентироваться на мелких игроков. Вышло так, что ликероводочные предприятия консолидировались, и мелкие игроки практически ушли с рынка.

То есть вы следите, что происходит в каждой отрасли, и регулируете количество выпускаемой стеклотары?

Дело в том, что мы работаем с потребительским рынком и конечным потребителем, который, даже если на дворе кризис, потребление пива, водки, майонеза не сокращает, а наоборот даже увеличивает.

Существенно менять стратегии мы не собираемся, поскольку не видим опасности со стороны уменьшения спроса. Все сегменты рынка, с которыми мы работаем, живые и не насыщены предложением.

Сказывается ли финансово-экономический кризис на работе вашего предприятия?

Кризис затрагивает все предприятия, просто в разной степени. Мы совершенно спокойны в отношении перспектив реализации нашей продукции, не вызывает также особых волнений вопросы снабжения сырьем и материалами, хотя теоретически и здесь все может измениться. Например, если возникнут финансовые трудности у торговых сетей, это непременно скажется на платежеспособности наших потребителей и по цепи вызовет определенные проблемы у нашего предприятия. Другой вопрос — финансовые аспекты деятельности. «Экран» за последние три года заканчивает реализацию третьего инвестиционного проекта, соответственно мы накопили существенный кредитный портфель. Если возникнут проблемы у банков и они начнут отзывать кредиты, будет действительно нелегко. Пока вроде все спокойно, и банки «помогают» пережить кризис только тем, что планомерно повышают процентные ставки (за полгода стоимость кредитов выросла на 4–5 % годовых), появились также предложения взять кредит в инвалюте, причем по процентным ставкам, которые больше присущи рублевым кредитам.

А много у вас в Новосибирске конкурентов?

У нас нет конкурентов на территории от Урала до Дальнего Востока. Вообще, сибирский рынок оценивается в 2,5 млрд единиц условной стеклотары в год. Завод «Экран» делает 330 млн. Все остальное везут из европейской части России.

При этом у нас есть все возможности, чтобы наращивать обороты: спрос сейчас намного превосходит предложение. Если говорить об экспансии крупных европейских производителей, то у некоторых из них были планы открыть филиалы в Новосибирске и Омске, но кризис их проекты заморозил, так что года два-три форы мы имеем.

Но и вы в европейскую часть тоже не выходите?

Особого смысла в этом я не вижу, там и так насыщенная конкуренция. Сейчас наша главная задача — довести мощности по крайней мере до миллиарда единиц стеклотары в год. После ввода нового производственного комплекса у нас будет 650 млн. Остается вложить еще около 30 млн евро инвестиций и около полугода напряженных усилий — и у нас уже будет миллиард.

Владимир Иткин

Фото автора и предоставлены заводом «Экран»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления