На публичных слушаниях утвердили новую схему развития Дзержинской ветки Новосибирского метрополитена. На ней кроме станции «Гусинобродская» и нового метродепо, ранее анонсированных метростроителями, появится станция «Молодежная». На перекрестке ул. Доватора и Гусинобродского шоссе метро выберется на поверхность — мимо «Ленты» протянется надземная эстакада, а в вестибюль новой станции нужно будет подниматься. Корреспондент НГС.НОВОСТИ выяснила у экспертов, заслуженно ли за обсуждением этих планов отодвинулось в сторону другое перспективное направление — в сторону пл. Станиславского.
Публичные слушания, которые состоялись 30 октября в администрации Октябрьского района, попали под пристальное внимание дачников — мероприятие посетили около 250 человек. Они беспокоились за свои участки в пойме реки Плющихи, но неожиданно для себя стали свидетелями презентации Дзержинской ветки метрополитена.
Проект представил начальник отдела рабочего проектирования ОАО «Красноярскметропроект» Григорий Мельник. Он рассказал, что в планах 20-летней давности от станции «Золотая Нива» ветка шла под землей в новое депо «Волочаевское». На новой схеме, миновав станцию «Гусинобродская», метро выбирается на поверхность — эстакада длиной 800 м поднимает поезда на 9 м над землей. На пересечении ул. Коминтерна и Гусинобродского шоссе появилась новая станция — «Молодежная», затем поезда уходят в электродепо «Волочаевское».
Это сооружение откусит часть земли у садовых обществ — в зону строительства помимо Гусинобродского рынка попадает 87 участков. Их будут выкупать у владельцев в соответствии с федеральным законодательством, уверил заместитель начальника ГУ архитектуры и градостроительства мэрии Сергей Новокшонов.
После прохождения процедуры публичных слушаний новая схема Дзержинской ветки попала в градостроительные документы. Без этих поправок проект нельзя было отправлять в Москву на экспертизу, констатировал Григорий Мельник. Он пояснил, что к проектировщикам обратились городские власти с просьбой найти решение, при котором для строительства метро не нужно будет перекрывать дороги. Прежняя схема предполагала закрытие ГБШ и прилегающих улиц на 2–3 года.
Проектировщик рассказал, что перроны станций «Гусинобродская» и «Молодежная» будут напоминать «Речной вокзал» — боковые платформы шириной по 4,5 м выстроятся по бокам от путей. Зону прибытия поездов оградят от пассажиров прозрачным экраном с раздвижными дверями — даже если это спасет всего одну жизнь, проектировщики будут довольны, уверил г-н Мельник.
В начале 2013 года инженеры планируют закончить проект и отправить его на экспертизу, 2–3 месяца уйдет на согласование, после этого — в 2014 году — город сможет подавать заявку на федеральное финансирование, описал проектировщик дальнейшую судьбу документа.
Сейчас в проекте бюджета Новосибирска на 2013 год для МУП «УЗСПТС» (служба заказчика строительства метрополитена) заложено только 240 млн руб., из них 120 млн руб. поступит из казны региона, остальное — собственные средства. Губернатор Василий Юрченко ранее оценил затраты на продолжение строительства метро в 10 млрд руб.
Получить часть этой суммы город рассчитывает из государственной программы софинансирования строительства метрополитенов, которая должна возобновиться в России в 2013 году.
Сейчас разговор идет только о продолжении Дзержинской ветки, хотя еще в 2011 году, после сдачи станции «Золотая Нива», городские власти планировали переключиться на Ленинскую линию и дотянуть метро до площади Станиславского. В схеме развития метрополитена красная ветка продолжается еще двумя станциями — «Пермская» (на одноименной улице) и «Южная» (пересечение ул. Титова и ул. Связистов).
Вероятность, что город в обозримом будущем вернется к этому плану, невелика — только на подготовку документации и разработку проекта уйдет пять лет, оценивает г-н Мельник.
Тем не менее в пользу развития метро в левобережье говорят цифры — станция «Площадь Маркса» традиционно занимает первое место по объему пассажиропотока — 41,5 тыс. человек в сутки, в то время как станция «Золотая Нива» долго разочаровывала экспертов — в 2011 году через нее проходило 5–7 тыс. пассажиров в сутки.
По данным начальника Новосибирского метрополитена Владимира Кошкина, с начала 2012 года пассажиропоток правобережной станции вырос на 14 % и достиг исторического максимума — 14–15 тыс. пассажиров в сутки. Но, вероятно, на этом бурный рост остановится — это нормальные показатели для рабочего дня, констатировал он.
Новая станция на площади Станиславского обойдется городу слишком дорого, так как потребует переноса огромного количества коммуникаций, рассуждает г-н Кошкин.
Директор агентства недвижимости «Доктор Ключ» Илья Балахонов убежден, что продолжение Ленинской линии городу ничего не даст. Вокруг площади Станиславского сосредоточены бараки и хрущевки, площадок для новостроек практически не осталось — новая станция не привлечет сюда новых инвесторов и не станет мотивом для переезда.
Метростроительство вдоль ГБШ, в свою очередь, даст толчок к развитию малого и среднего бизнеса в этой части города — в основном в сфере услуг, рассуждает г-н Балахонов. Будет развиваться и жилищное строительство, для которого еще достаточно площадей, но цены на жилье подскочат на 5–10 %, заключил эксперт.
Дарья Староверова
Фото по материалам публичных слушаний