НГС.НОВОСТИ продолжают освещать еженедельные «Умные среды» в джаз-клубе «Труба». В День святого Валентина в «Трубе» обсуждали проблему, которая касается не только влюбленных, но и всех жителей города, – превратится ли Новосибирск в одну сплошную дорожную пробку? Текущая ситуация приведет Новосибирск к транспортному коллапсу, – так считает общественный деятель Владимир Кириллов, координатор национальной организации «Федерация автомобилистов России», один из лидеров движения за права автомобилистов «Свобода выбора» (движение известно участием в кампании в защиту праворульных автомобилей и «деле Щербинского»).
Что будет дальше?
С тем, что нас ждут колоссальные пробки, согласны и компетентные люди в ГИБДД и в мэрии города Новосибирска. К сожалению, в 1990-е годы в нашей градостроительной политике были упущены шансы избежать проблем, связанных с ростом автомобилизации. Сейчас новосибирский автопарк растет примерно на тридцать тысяч машин в год. При этом с 2002 года, после отмены закона о дорожных фондах, финансирование дорожной отрасли у нас снизилось в пять раз.
По факту, нам надо готовиться к тому, что нас ждет московский сценарий. Но у нас ситуация будет хуже, чем в Москве, у нас не строятся новые дороги, новые развязки и нет перспектив. Посмотрите, сколько у нас выделяется денег. На следующий год – миллиард шестьсот. Всего! В Москве выделяется двадцать миллиардов только акцизов, из тех денег, которые собирает вся страна. Плюс свои деньги, плюс федеральные деньги, – получаются сотни миллиардов рублей только на дороги.
У вас есть прогноз, когда город «встанет»?
Ну, собственно в декабре уже была репетиция. Что касается транспортного коллапса, то по худшим прогнозам – через год, а если пытаться что-то делать – строить стоянки, расширять узкие места, то, я думаю, через три года. Причем у нас «встанет» не только город. У нас город – транзитный узел, то есть, у нас встанут и выходы на федеральные трассы. У нас нет объездных дорог и неизвестно, когда они будут достроены.
Что делать?
Выходом мы считаем использование московского опыта (
позже господин Кириллов пояснил, что имеет в виду необходимость подойти к столичному опыту творчески и не повторить его ошибок – прим. автора
) и изменение отношения господ из мэрии к градостроительной политике. Это вопрос серьезный и мы уже начали его поднимать. Все мы видим, что у нас в центре города постоянно застраиваются оставшиеся участки земли, сужается проезжая часть, автоматически уменьшается количество парковок. На прошлой неделе здесь (
в клубе «Труба» – прим. автора
) обсуждался проект «МОССИБа». Основной минус этого проекта, который его, я думаю, в итоге похоронят, – это то, что паралич в центре города стопроцентно наступит. Подземные парковки? Посмотрите на ТЦ «Москва». Кто там паркуется на подземной стоянке? Людям просто лень. Женщины зачастую боятся в этом подземелье огибать сложные углы, боятся зацепить чужую машину.
Психология новосибирского автомобилиста еще не доросла до того, чтобы самому убрать машину с глаз долой.
Должна измениться градостроительная политика. По крайней мере, нужно, чтобы ГИБДД при строительстве новых зданий давало согласование по парковкам, по автостоянкам. Нужно запретить, как в Москве, ввод жилых домов без подземных парковок. Запретить вообще перспективное строительство в центре города.
Кто должен отвечать за сложившуюся ситуацию?
Я считаю, что должны отвечать не автомобилисты. Должны отвечать чиновники из ГИБДД, из мэрии. Мы будем поднимать вопрос об ответственности профильных чиновников.
Как профессиональный автомобилист, как вы оцениваете Ксензова (Андрей Ксензов – начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска – прим. автора) и его соответствие занимаемой должности?
Я думаю, что он настоящий полковник, но я сомневаюсь, что он – настоящий транспортник. Наверное, все видели автобусы желтой, канареечной расцветки, китайские, которые у нас ездят? Сто штук закупила группа компаний ПТП. Каким-то образом там поучаствовала мэрия. Как можно купить машины без гарантии, без сервиса обслуживания и без склада запчастей? К тому же, в парковочный карман они просто не помещаются.
В ходе обсуждения, в котором публика участвовала весьма активно, вспомнили и усугубляющую ситуацию трамвайные пути, и спорную аллею на Красном проспекте, и потребность в новом мосте через Обь, и опыт таких мегаполисов, как Берлин, где людей подталкивают к использованию общественного транспорта, для которого выделена отдельная полоса. Вспоминали, разумеется, и пресловутый менталитет. О менталитете водителей и о том, что можно сделать, чтобы он изменился, корреспондент НГС.НОВОСТИ и спросила напоследок господина Кириллова.
Поскольку речь идет о долговременных трендах – будь то градостроительная политика или массовое сознание, – то здесь нужна плановость. Значит, эти вещи нужно вкладывать в целевые программы и решать системно.
Чтобы на дорогах стало меньше хамства, нужна массовая промывка сознания.
Елена Полякова, специально для НГС.НОВОСТИ