В сибирских городах на улице все чаще слышишь разговоры прохожих, где ты не понимаешь ни слова — будь то рабочие со Средней Азии или туристы из Европы. Большинство из них возвращается на родину, но кто-то находит в России жену и решает попытать счастья в стране водки и медведей. Мы решили поговорить с иностранцами, живущими в Новосибирске, о местных женщинах вообще и их женах в частности. Наши собеседники прекрасно говорят по-русски, и только в общении с колумбийцем и алжирцем нам потребовалась помощь их жен. Чаще всего иностранцы удивляются необходимости разуваться при входе и запрету свистеть в квартире. О том, что их привлекает и огорчает в русских женщинах, они рассказали журналисту SHE.
Француз Франсуа Фурнье, повар: «Мы с Натальей познакомились в Швейцарии у моих родителей на вечеринке, стали жить вместе. Мне давно хотелось попробовать что-то новое, так мы решили переехать в Россию. Я живу здесь уже 5,5 лет.
Мне не очень понятно, кто такие домохозяйки, у нас во Франции такого нет. И еще я удивляюсь, когда работу по дому делят на мужскую и женскую. Например, у вас мужчины готовят только мясо, все остальное — женщины. Во Франции готовят оба, а если приходят гости, то для них готовит мужчина.
Меня удивляет, что здесь много внимания придают тому, как ты выглядишь. Раньше я мог надеть мятую одежду, чтобы сбегать в киоск за сигаретами. Кому какая разница? Или я как-то захотел надеть две футболки одна поверх другой — в Европе бы никто не отреагировал, а здесь чувствуется, что люди на тебя смотрят. Так что жена просит меня так не делать, не выделяться. (Смеется.)
В нашей компании женаты двое — я и мой друг африканец. Когда мы с Натальей обсуждали создание семьи, я сказал: «Если хочешь, давай поженимся». Когда я узнал, как русским девушкам принято делать предложение: вставать на одно колено, с кольцом, — это показалось мне… как из другого времени, старомодным. Но потом я подумал: какая разница, пусть ей будет приятно».
Алжирец Софиан Джеллули, совладелец семейного бизнеса: «Мы с женой познакомились в интернете — сперва это было просто общение, потом мы понравились друг другу. Когда Татьяна впервые приехала ко мне в Алжир, она принесла с собой снег — до этого снега не было около 7 лет. А прошлым летом я впервые приехал к ней в Сибирь. Здесь у нее работа, родственники, в Алжире с работой даже для меня гораздо сложнее. К тому же для нее очень важен спорт. Татьяна любит кататься на роликах, на велосипеде — в Алжире не принято, чтобы девушка каталась по улице одна. Фитнес-центров для женщин почти нет, разве что в крупных городах.
Меня удивило, что русские девушки очень откровенно одеваются: все эти мини-юбки, короткие платья, вырезы. Алжир — мусульманская страна, поэтому там женщины выглядят более скромно, носят закрытую, необтягивающую одежду.
А еще в Алжире на улице не увидишь девушку, гуляющую с собакой, — в Сибири это постоянно происходит. Это здорово, что работающие женщины заводят животных и находят время заботиться о них!
В транспорте российские женщины ведут себя очень агрессивно, даже пожилые. Могут толкать, если просто стоишь и не мешаешь им.
У женщин Сибири больше свободы и возможностей. В Алжире девушку могут не отпустить учиться в другой город, побоятся. Или муж может настоять, чтобы жена бросила работу, даже если она этого не хочет. Не все так делают, но это бывает. Здесь женщины легко берут на себя ответственность, начинают свое дело. Они сами решают, как использовать свою свободу — чтобы улучшить свою жизнь или разрушить ее».
Колумбиец Хорхе Марио Бедойя Муньос, учитель испанского: «Мы с женой познакомились по скайпу: она учила испанский, а мне хотелось поболтать. Она переехала ко мне в Колумбию, но там дела пошли не очень, и в 2011 году мы перебрались в Новосибирск. В Колумбии много стереотипов о русских из-за голливудских фильмов. Считается, что все мужчины связаны с мафией, а женщины… У нас это называется «зарабатывать, глядя в потолок». (Смеется.) Конечно, в жизни все по-другому.
Мне нравится, что здесь женщины очень серьезные, у них четко поставлены цели. Они ищут, как улучшить свою жизнь, как развить интеллект. Часто в Сибири женщины любят доминировать в семье — принимать решения, управлять домом. В Колумбии женщины больше занимаются хозяйством, а решения чаще принимает муж.
Я заметил, что в клубах много молодых девушек, но нет женщин постарше. Для меня странно, что они реже ходят куда-то развеяться, чаще отмечают все праздники дома. Колумбийки любят сходить куда-нибудь потанцевать, независимо от возраста.
У сибирячек другой тип красоты, чем у колумбиек, — более хрупкий. Меня удивило, что в Новосибирске красивые женщины работают на простых работах — продавцом, например. В Колумбии они могли бы работать моделями, получать хорошие деньги с такой внешностью. И красивые женщины очень приветливые, дружелюбные — может, потому что я иностранец? (Смеется.) В Колумбии красавицы более заносчивые, они могут проигнорировать тебя, если ты что-то спросишь на улице.
Что меня здесь пугает? Когда я слышу, как мамы кричат на детей — по-моему, это ужасно».
Индиец Гуарав Мехра, владелец ресторана Little India и вегетарианского кафе «Oм»: «Я познакомился с женой в автобусе в Перми — между нами завязался разговор, мы договорились встретиться, потом еще раз… (Смеется.) Мне это очень понравилось в ней и нравится в русских женщинах — она знает, чего хочет, стремится к развитию. В Индии женщины больше занимаются домом, там сильнее сохраняются традиции.
Меня удивило, что здесь женщины работают на тяжелых работах — водителем троллейбуса, например. В Индии женщины зарабатывают вышиванием, но никогда не станут что-то красить ради денег. А здесь — посмотрите даже на кафе! (Обводит глазами зал, где во время интервью работали три девушки и один парень. — М.К.)
В России женщины работают наравне с мужчинами. Если мы сейчас зайдем на Центральный рынок, сколько русских мужчин там увидим за прилавком? Только женщины. Кажется, мужчины в России почти не работают!
Я заметил, что в Сибири не очень тесные отношения между родственниками. Друг-индус недавно рассказал один случай. Его жена, тоже русская, недавно приехала в Россию из США. Сестра мужа из Индии позвонила, чтобы узнать, как она долетела, все ли в порядке. А из ее семьи никто не позвонил».
Англичанин Ричард Бэгшоу, фрилансер: «С женой мы познакомились на концерте в «Трубе». В прошлом году она забеременела, и мы решили пожениться. А раньше я говорил: «Пристрелите меня, если я женюсь». (Смеется.) В России это более важно, чем в Англии — у нас люди могут жить вместе без женитьбы, а потом разойтись и по закону поделить имущество пополам.
В Сибири очень красивые женщины — не могу сказать, что самые красивые в мире, но, в отличие от англичанок, они умеют краситься. В Англии девушки словно накладывают штукатурку на лицо. И мне нравится, что сибирские девушки умеют пить — они или не напиваются сильно, или в пьяном состоянии ведут себя прилично. Английские девушки, выпив, становятся очень грубыми, могут валяться на улице или даже устроить там туалет.
Что не нравится? Сибирячки много денег тратят на дорогую одежду, чтобы подчеркнуть свой статус. Можно красиво одеваться гораздо дешевле».
Мария Каргаполова
Фото thinkstockphotos.com (1), Анны Золотовой (2–4), Татьяны Кривенко (5), предоставлено Ричардом Бэгшоу (6)