Критика — один из неотъемлемых элементов нашего повседневного общения. Часто люди на нее обижаются. Это происходит, когда критические замечания по сути подменяются взаимными обвинениями. Возникает конфликт, и он ни к чему хорошему обычно не приводит. Чтобы высказывание критики приносило результаты, а не конфликты, нужно помнить о нескольких правилах.
Без свидетелей
Универсальное правило для всех случаев: делаете ли вы замечание ребенку или сотруднику, подруге или мужу — никогда не высказывайте своих претензий на людях. Это позволяет сохранить лицо и вам, и объекту критики, ведь среди окружающих могут быть люди, которые не в курсе дела и сделают ненужные выводы о ваших взаимоотношениях.
Вводная речь
Не следует начинать обличительную речь «с места в карьер» — человек просто может растеряться и не уловить сразу суть претензии. Вы должны дать понять, что уважаете человека в целом, но не согласны с некоторыми вполне конкретными вещами, к которым вы и перейдете после вступительного слова.
«Я так думаю»
Дайте понять собеседнику, что неправильным его поступок считает именно ВЫ. Вместо слов: «Ты был неправ» гораздо эффективнее сказать: «Я не согласен с твоим поступком» и пояснить, что именно вас не устраивает.
Без обид
Говоря о беспокоящей проблеме, нельзя допускать оскорблений, хотя иной раз бывает так, что вы еле сдерживаетесь. Не переходить на личности — главное правило в любом конфликте, ведь любое высказывание недовольства — это стресс и неприятные переживания для обеих сторон. Разве вам нужны дополнительные обиды и отсутствие конструктивизма?
Выслушать ответ
После того, как вы донесли суть претензий, нужно вслушаться в ответ собеседника — не просто ради формальности, а действительно вникнуть. Не всегда удается с ходу понять мотивы тех или иных поступков. Возможно, если вы проявите участие, то сделаете полезное и себе тоже: научитесь смотреть на ситуацию с разных сторон.
Фото gettyimages.com