25 октября воскресенье
СЕЙЧАС +0°С

Непростые, смертные (фоторепортаж)

Знаменитые коттеджи академиков продают по цене 5-комнатной квартиры — НГС составил рейтинг богатств, которые раньше вызывали смертельную зависть у новосибирцев

Поделиться

В этом году коттеджи академиков уступили в цене квартирам Морского проспекта, а также ул. Ученых и Терешковой, сообщили специалисты проекта НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ совместно с N1.ru. Однако эта часть Академгородка до сих пор остается самобытным воплощением роскошного доперестроечного жилья.

Людмила Николаевна, старожил 4-этажки на ул. Академической, вспоминает, что начиная с 1950-х годов быт академиков вызывал зависть всего двора. «Им разрешали выбирать — личный коттедж или квартира, выдавали дефицитные продукты… только бы за границу не уезжали», — говорит пенсионерка.

Когда началась приватизация, выяснилось, что коттеджи — собственность СО РАН. Мораторий на продажу, по данным ФедералПресс, был снят в 2014 году. «В частности, в риэлторские компании поступило предложение о продаже коттеджа на ул. Академической. Здание площадью 114 кв. м с участком в 4,5 сотки продается за 18 млн руб. Соответственно, один "квадрат" оценивается в 157 тыс. руб.», — отмечает издание. 18 млн руб., по данным НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ, в Новосибирске — средняя цена пятикомнатной квартиры улучшенной планировки.

Почти такой же недостижимой роскошью, как от коттеджей академиков, в 90-е годы веяло от видеокамер и мобильных телефонов. В России первые мобильники появились в 1991 году, весили 3 кг и обеспечивали связь в радиусе 20–30 км. Покупались телефоны, как и другие роскошества, за у.е., причем курс непрерывно колебался. В 1992 году, по данным Центробанка РФ, доллар в течение года менял стоимость от 125 до 414 руб. При этом средняя зарплата инженера составляла около 120 долл., вспоминают очевидцы. Мобильный стоил около 2,5 тыс. долл., 500 долл. надо было заплатить за подключение. Минута разговора обходилась от 0,6 до 1 долл. «Мобильник был статусной и дорогой вещью. Тогда сразу было видно, что хозяин — не простой смертный. У нас директор и главный бухгалтер сотовые телефоны купили, разговаривать могли только между собой, потому что ни у кого из знакомых таких телефонов не было, или на стационарные телефоны звонить», — вспоминает Алексей Сухоруков, специалист в области IT, директор кадрового агентства.

Еще один показатель достатка 90-х — видеокамера. Самая роскошная модель Panasonic могла обойтись в 1–1,5 тыс. долл. «Тогда за столько можно было выторговать подержанную "Волгу", которая была неплохой машиной. Человеку с камерой был везде почет. На свадьбе — второй после молодых по значимости. Все лезут позировать, глазки строят. Отснял кассету, отдал, тут же получил деньги», — вспоминает 40-летний Андрей, который в 90-е годы подрабатывал оператором.

ed8e38412be642c8b426024fa9b1f6d71e63cfa9_1500.jpg

«Первые компьютеры, импортные, до 1993 года были только в институтах. Мониторы напоминали маленькие телевизоры. Дома такое могли себе позволить люди, имеющие возможность выезжать за границу и соответствующий достаток. Это был знак, что семья может покупать и умеет доставать. На компьютерах обычно играли, а в институты бежали поиграть по ночам, прорывались сквозь вахту», — рассказал Алексей Сухоруков. Отечественные компьютеры стояли там, где обрабатывали статистические данные. По информации собеседника, их экраны были зеленые или черно-белые, игры в таком формате шли с трудом, но любителей это не останавливало. В 1993 году компьютер за 1 тыс. долл. был большой редкостью и очень дешевым представителем своего семейства, хорошая заграничная машина стоила около 2 тыс. долл.

2f18d5565a9c5a94e7f536a98f54e9b915a043f8_1500.jpg

Отдельным шиком 20-летней давности были обеды, в том числе такие, какими сейчас уже никого не удивишь. Как вспоминает ресторатор Денис Иванов, первый новосибирский суши-бар «Тайе Сакаба» (буквально «Солнечный бар») считался заведением едва ли не элитным. «Маленький, уютный, не скажу, что с дикими ценами, я там регулярно бывал. Но спроса на японскую кухню у населения, конечно, не наблюдалось. Просто не знали, что она собой представляет. Сколько стоило там поесть, не помню, но если хотите примера действительно космических цен — то это ресторан "Палермо"», — ностальгирует собеседник. «Палермо» располагался на Красном проспекте, 73, стены украшали картины в стиле фильма «Крестный отец», а средний чек доходил до уровня средней же зарплаты — 100–150 долл. Денис Иванов признается, что сам там не был, поскольку такая роскошь была ему не по карману.

3c24b2c6b6dad06936537e50e3b753e510ccb597_1500.jpg

Рассматривая технические характеристики легенды 90-х годов — «шестисотого Мерседеса», автомобильный юрист Евгений Митрофанов выразил легкое недоумение. «Это была, говоря нынешним языком, вирусная реклама. Первые владельцы "Мерседесов" так активно выпячивали свое богатство и "светились" в новостях про криминальные разборки, что машина — может быть, не самая хорошая, — стала в массовом сознании предметом мечтаний. Хотя были и "БМВ", и "Тойоты", и "Гелендваген" чуть позже появился. Но от штампа никуда не денешься — если ты крутой парень, то ты на "Мерседесе"», — рассуждает собеседник. Новый Mercedes-Benz (W140, W124) стоил около 130–180 тыс. долл., поделился информацией один из бывших владельцев такой машины и добавил, что речь идет лишь о базовой комплектации. Бронированные салоны, популярные в то неспокойное время, обходились еще в 300–500 тыс. долл. Сейчас «Мерседес» 1996 года выпуска можно найти в продаже за 200–250 тыс. руб.

f89e0fa8fcc480655a7f9860313b6b3f106258c6_1500.jpg

Безусловным признаком зажиточности в 90-е годы считалось пластиковое окно, вошедшее в российскую действительность вместе с понятием «евроремонт». Подъемной для широких масс установка пластиковых окон стала в 2002–2003 годах. До этого на заказывались в основном из-за границы минимум за 1 тыс. долл. (за штуку). Ремонтники вспоминают, что в день у них бывало 2-3 заказа по обычным окнам, приносившие доход по 80–100 долл. А если попадался пластик, то сразу они требовали долларов 200, хоть и не вполне понимали, как к этим окнам подходить. «На такие окна смотрели налетчики, когда замышляли что-то нехорошее. Поначалу они (пластиковые окна. — А.Н.) резко выделялись на фоне деревянных окон и как бы кричали о том, что за ними скрывается роскошь», — вспоминает архитектор Игорь Поповский.

Анна Наумцева

Фото автора (1), Стаса Соколова (4), Александра Ощепкова (6), коллажи Александра Ощепкова (2, 3, 5)

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!