28 января четверг
СЕЙЧАС -6°С

Назови себя тихо по имени

Операторов обязали вести списки всех использующих интернет на работе и бесплатный Wi-Fi где угодно — новосибирские провайдеры в растерянности

Поделиться

Поделиться

С 13 августа попасть в интернет анонимно стало сложнее — каждый российский пользователь будет идентифицироваться по имени. 31 июля правительство РФ приняло постановление № 758 в рамках изменений закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Власти вводят идентификацию пользователей пунктов коллективного доступа в сеть, оборудованных провайдером или абонентом — юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Под идентификацией понимается фамилия, имя и отчество пользователя, подтвержденные документом, удостоверяющим личность. Данные о пользователях должны храниться полгода. Абоненты-юрлица или ИП, в свою очередь, обязаны предоставить список лиц, использующих оборудование провайдера. Списки будут обновляться ежеквартально. Физических лиц нововведения не касаются — их точки доступа уже и так ассоциированы с личными договорами, в которых указаны паспортные данные.

ВИДЕОРЕКЛАМАРолик просмотрен

Первые сообщения об изменениях в законе вызвали переполох и путаницу. Во многих СМИ, сибирских и федеральных, появились сообщения, что теперь подключиться к Wi-Fi в кафе можно будет только предъявив паспорт. В связи с этим Минкомсвязи тут же разъяснило, что оператор может сам выбирать, как идентифицировать пользователей. Еcли точка доступа Wi-Fi установлена оператором связи — перед тем как открыть доступ посетителю, оператор должен отправить запрос на идентификацию по SMS или предоставить форму для указания нужных данных.

Адвокат Татьяна Бойко, ознакомившись с постановлением, не нашла в нем противоречий закону «О персональных данных», если лица, ответственные за хранение данных, не допустят ее распространения. Однако новосибирские провайдеры пока находятся в замешательстве — конкретных мер обеспечения законных требований у них пока нет. «Никто из операторов пока не разобрался, что происходит — вижу в общении с коллегами, — говорит коммерческий директор «Сибирских Сетей» Сергей Вепренцев.

Самое неясное — организация учета. Например, каждого можно заставить заполнить веб-форму, самостоятельно указав личные данные, говорит представитель провайдера. Однако пользователь может написать все, что угодно, а проверить подлинность данных невозможно.

«Можно авторизоваться и по SMS или отпечатку пальца в iPhone, — говорит специалист, — однако в законе от нас требуют хранить именно паспортные данные. А зарегистрирован ли телефон на паспорт именно того, кто им пользуется — неизвестно». Третий путь — выдавать пользователям личный логин и пароль, которыми он может воспользоваться в любой точке «родной» сети, но в этом случае отсекаются абоненты других провайдеров. Оператор «Новотелеком» в ответ на вопрос, как в компании видят реализацию идентификации пользователя, развил идею персонального логина и пароля, предложив правительству взять на себя тему аутентификации и выдавать логин-пароль, к примеру, через портал госуслуг. Можно идентифицировать пользователя по номеру мобильного телефона, например, высылая код доступа к Wi-Fi по SMS, написал в своем твиттере министр связи Николай Никифоров.

ВИДЕОРЕКЛАМАРолик просмотрен

Еще один большой вопрос — хранение полученных данных. «Пока, вроде, каждый оператор сам разбирается, как он будет эти данные хранить, — говорит Сергей Вепренцев. — Кто-то будет в Word, кто-то в Excel, кто-то базу данных сделает».

По информации «Сибирских Сетей», около 90 % точек Wi-Fi в кафе, ресторанах и гостиницах принадлежат владельцам заведений. Большинству, судя по всему, придется переоформлять оборудование на частных лиц. Однако для гостиниц, где постояльцы предъявляют паспорт при заселении, реализовать схему с индивидуальными паролями будет проще — вместе с ключами гость может получать персональный пароль от Wi-Fi. Сами общепиты пока не торопятся делать конкретные шаги. «Мы подождем, — говорит управляющая сетью кофеен «Кофемолка» Анна Молочкова, — даже если попадем под новый закон, рубить с плеча не будем».

Ресторатор отметила, что в любом случае для большинства кафе перерегистрировать свое оборудование на частных лиц особых проблем не составит.

Юридические лица, обязанные теперь передавать фактически полный список своих сотрудников провайдеру, пока не делают ничего — системные администраторы нескольких новосибирских организаций, с которыми поговорил корреспондент НГС.НОВОСТИ, не смогли сформулировать четкой позиции по закону и высказались в духе «поживем — увидим». «Нас лично пока эти выдумки не коснулись, — говорит сисадмин крупной торговой компании, — будет конкретика — будем заниматься».

Провайдеры не понимают, что делать с данными на сотрудников своих клиентов-юрлиц. «У операторов появятся огромные базы данных всех сотрудников всех компаний, которые к ним подключены, — говорит Вепренцев, — непонятно, как их хранить и использовать. Сейчас наш юрист выясняет, как изменятся наши отношения с такими абонентами».

Вепренцев допустил, что закон будет дорабатываться «на ходу» — примеры аналогичных систем есть в Белоруссии и Китае. «По своему опыту, — делится представитель оператора, — в Таиланде, в Европе, на Кипре, например, есть бесплатные точки со свободным доступом, а есть требующие авторизацию». При подключении к сети абонент получает запрос номера мобильного телефона, в ответ ему приходит SMS-сообщение с кодом доступа. А в некоторых аэропортах для получения логина и пароля нужно приложить посадочный талон к специальному терминалу.

Никита Гиевский

Фото thinkstockphotos.com

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Подписаться

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...
Загрузка...