Ночью 9 октября скончался 43-летний музыкант Сергей Фалетёнок. Он проходил курс лечения и реабилитации после химиотерапии. Два года назад врачи обнаружили у Сергея рак 4-й стадии, 5 курсов химиотерапии и лучевая терапия не помогли. Запланированный концерт для сбора средств на лечение станет «вечером памяти». Рассказ о жизненном пути Сергея, о том, как проходила церемония прощания с артистом и почему новосибирские музыканты уходят так рано — читайте в материале НГС.НОВОСТИ.
Свои первые песни Сергей Фалетёнок написал еще в школьном возрасте. Учился играть на баяне в детской музыкальной школе № 10, потом поступил в Новосибирское училище культуры на оркестровое отделение. После окончания работал учителем музыки в школе № 166. «Он пришел к нам такой несуразный и милый, высокий такой, — рассказывает Наталья Лянная, ученица Сергея, — Дети сначала «отпали» — внешность нестандартная была. А потом он взял гитару и спел нам очень красивую песню: «Кружатся в речке, не тонут слова признанья, жаль, что на свете любви нет без расставанья». Потом мы ее пели. Еще он пел с нами «Битлз» и смешную песню «голубые в полоску штаны». Он так азартно играл на гитаре, что мы готовы были танцевать! Все его любили. А потом он стал звездой, а мы выросли. И очень гордимся тем, что у нас был такой учитель».
С 1991 года Фалетёнок играет в группе Golden Valley (с 1995-го — «Золотая долина»), а в 1998 году уезжает в Москву с группой «Родная речь». Через три года Сергей вернулся в Новосибирск и с тех пор выступал преимущественно сольно. В период с 2004 по 2008 год Фалетёнок работал в паре с известным новосибирским гитаристом Евгением Каргаполовым.
Тексты хорошо запоминались. Жаль, что так мало пожил, у него было чему поучиться. Хороший, добрый, светлый человек». Через небольшую паузу Евгений добавляет: «Был».
Два года назад Сергей узнал, что у него рак 4-й степени. Врачи обнаружили болезнь случайно — во время операции по другому поводу. Музыкант старался не афишировать свой недуг, продолжал через боль давать концерты. Правду знали только друзья и родные. В августе этого года, после пяти курсов химиотерапии, состояние музыканта резко ухудшилось. После лучевой терапии Сергею стало легче, но ненадолго — ночью 9 октября Сергей умер в онкологическом отделении частной клиники в Бердске. Ему было 43 года.
Когда стало известно о болезни, врачи рассказывали НГС.НОВОСТИ, что для выздоровления Сергею требуется чудо, которого, увы, не произошло. «Рак 4-й степени — это еще не приговор, — считает Наталья Великая, врач-онколог частной поликлиники «Смитра». — Но стоит учитывать, что чем моложе пациент, тем хуже прогноз».
Церемония прощания с артистом прошла в Академгородке, в ДМ «Юность», 11 октября. Сказать последние слова Сергею собрались около 500 человек — родных, друзей, актеров и, конечно же, музыкантов. В изголовье гроба кроме привычных фотографий стоит гитара Сергея.
В зрительном зале — небольшая выставка фотографий музыканта, а на большом экране — клипы и документальные кадры из жизни под его песни. «…Что-то уходит, что-то приходит, что-то останется в нас…». Когда гроб с телом Сергея выносят на улицу, провожающие последний раз благодарят артиста привычным способом — аплодисментами. Только, в отличие от концерта, на лицах вместо улыбок слезы.
«Я всегда выделял у Сергея две близкие мне темы, — рассказывает Андрей Кращук, участник групп «Жажда» и «Донкихоты». — Первый — разговор с женщиной: трепетный, шутливый, заботливый, восторженный. По-разному. И неважно, была ли эта женщина героиней песни, собирательным образом или находилась в зале. Важно другое — всегда с любовью и теплотой. Вторая тема — обращение к корням, к закоулкам нашей ментальной памяти. Это были песни с особым запахом, с забытым вкусом».
Фалетёнок написал много песен, известных в Новосибирске и за его пределами: «Дима, помаши рукой маме», «Море волнуется», «Я удивлен», «Каравай» и других. «В свое время слушатели его очень часто заказывали — «Каравай», «Море волнуется», «Школьника», — вспоминает Александра Петрова, экс-ведущая рок-радио «ОТС». — Не «Помаши рукой маме», конечно, но почти все его песни были у нас в ротации и звучали практически в равной степени».
Невозможно не вспомнить слова песни «Мой друг ушел за солнцем»:
Ушел по-английски, ни с кем не прощаясь,
Любимые песни остались на память,
Но был еще кто-то, кто знал о потере,
Кто слышал, как ветром захлопнулись двери.
Вино не допито, печаль расплескалась,
А счастье кому-то другому досталось.
Мой друг ушел за солнцем,
Он выпил жизнь до донца,
Все до последней капли,
Последнего глотка.
Мой друг ушел за солнцем,
Он выпил жизнь до донца,
И стали ему пухом
На небе облака.
Натянуты нервы на струны гитары,
Прошедшее время разлито в стаканы,
Стояли в подъезде с пустыми глазами,
Дорогу до солнца усыпав цветами.
Вино не допито, печаль расплескалась,
А счастье кому-то другому досталось
15 октября друзья семьи Сергея планировали устроить благотворительный концерт — для того, чтобы собрать средства на лечение. Концерт все равно состоится в заявленные сроки, однако вместо «концерта в поддержку» он пройдет как «вечер памяти». Вспоминать Фалетёнка в ДМ «Юность» приедут «Коридор», «Проверено», «Молока Стакан», «Вангоги», «Женщина с Бородой», Вячеслав Лощилов, Евгений Каргаполов и другие известные новосибирские исполнители. Средства, собранные на концерте, будут направлены на помощь семье Сергея — жене и дочери.
Последние годы выдались для новосибирских поклонников рок-музыки черными: в декабре 2011 года в результате остановки сердца скончался лидер группы «Иван-Кайф» Михаил Зуев, через год не стало Вадима Кузьмина, основателя «Черного Лукича», причина смерти — тромбоэмболия.
«Видимо, пришло их время. Значит больше делать нечего на земле, посчитали на небе, — говорит шоумен и предприниматель Владимир Дуда. — Сделали свое дело. Будем надеяться, что где-то родились наследники — должен же существовать закон сохранения хороших людей и песен».
Никита Гиевский
Фото Анны Золотовой
Видео — youtube.com, канал Юрия Маслова