На прошлой неделе ГИБДД Новосибирской области опубликовала данные статистики, согласно которым в 2011 году количество аварий по вине водителей-новичков выросло на 18 %. На сайте ведомства опубликованы названия автошкол, чьи выпускники чаще всего становились виновниками аварий с пострадавшими. В «черном списке» уже второй год лидируют «Автолицей», «Фаворит» и «Автолайн». В ГИБДД надеются, что список заставит директоров автошкол изменить свое отношение к обучению, а независимые эксперты считают, что действующая система обучения водителей родом из 60-х годов прошлого века и не учит человека контролировать ситуацию на дорогах мегаполиса.
По данным статистики УГИБДД НСО, за 6 месяцев 2011 года по вине водителей со стажем менее 2 лет произошло 110 ДТП, в которых 6 человек погибло и 126 было травмировано. По большинству параметров ситуация ухудшилась в сравнении с прошлым годом — за 6 месяцев 2010-го водители-новички устроили только 91 аварию, в которых пострадало 124 и погибло 10 человек.
По данным пресс-службы областного ГИБДД, ежегодно впервые получают водительские удостоверения порядка 35 тыс. новосибирцев. Всего в Новосибирске зарегистрировано около 350 тыс. автомобилей. По словам старшего инспектора отделения пропаганды ГИБДД ГУВД по Новосибирской области Алексея Толочного, для молодых водителей больше всего характерны аварии на перекрестках, в том числе и на регулируемых — они попросту теряются. «Также нередко бывают ДТП на загородных трассах из-за того, что неопытный водитель не может рассчитать расстояние и скорость при обгоне. Кроме того, можно отметить случаи наездов на пешеходов, когда водитель не успевает среагировать.
Превышение скорости для водителей со стажем менее 2 лет не характерно — «гонять» начинают те, кто считают себя опытными, отъездив за рулем «целых» 2 года», — рассказывает представитель ГИБДД.
Статистика ГИБДД гласит, что в 60 % случаев аварий по вине «молодых» водителей в 2011 году за рулем сидели автомобилисты со стажем менее года — недавние выпускники автошкол. В связи с этим УГИБДД по НСО опубликовало на своем сайте список новосибирских автокшол с указанием количества выпускников, ставших виновниками ДТП в 2011 году. Антигероями рейтинга 2011 года по количеству опасных выпускников стали автошколы «Автолицей» (24 аварии), «Фаворит» (6 аварий) и «Автолайн» (5 ДТП). Однако расчет «коэффициента ДТП» показывает, что второе место «Фаворита» в «черном списке» мало говорит о качестве образования в этой автошколе. Разделив количество аварийных выпускников на число филиалов (косвенный показатель общего количества выпускников), получим, что самые неважные показатели в «Автолицее» — здесь на каждый филиал в 2011 году пришлось по 2 виновника аварии. В «Автолайне» коэффициент равен 1,6, а в «Фаворите» из-за большого количества филиалов — лишь 0,24.
По словам заместителя директора автошколы «Автолицей» Юрия Панасенко, опубликованные на сайте ГИБДД цифры стоит рассматривать с позиции количества выпускников: «Кто работает, тот в статистике и фигурирует. Наша команда участвовала в конкурсе инструкторов, посвященном 75-летию ГИБДД, и заняла 3-е место. Поэтому мы относимся к этой статистике так: есть. Ну и что теперь?».
В прошлом году первые три места «черного» рейтинга ГИБДД занимали все те же «Автолицей» (20 ДТП), «Фаворит» (6 аварий) и «Автолайн» (5 ДТП).
Но даже те крупные автошколы, которые в прошлом году не имели ни одного аварийного выпускника, в 2011 году не смогли сохранить безупречную репутацию. Среди них: «Автолидер» (4 ДТП в 2011-м), «Ягуар» (2 аварии в 2011-м) и «За рулем» (2 аварии в 2011-м). Как объяснил Алексей Толочный, список автошкол с указанием выпускников-виновников ДТП должен заставить задуматься и предпринять меры директоров автошкол, чьи выпускники часто попадают в аварии. Оценивая работу автошкол в целом, представитель ГИБДД отметил, что, несмотря на увеличение практической части с 32 до 50 часов, качество обучения остается неудовлетворительным.
По словам директора новосибирского «Центра высшего водительского мастерства» Виктора Жигулина, низкое качество обучения в новосибирских автошколах можно объяснить как минимум тремя причинами: «Во-первых, новосибирские автошколы используют программу, которая мало в чем изменилась с 60-х годов. В то время как интенсивность движения и мощность автомобилей выросли в разы. Во-вторых, сама система обучения вождению не эффективна — учебная машина ездит по одному и тому же маршруту, а инструктор постоянно говорит курсанту, что делать. Он не учится самостоятельно контролировать ситуацию, и когда выезжает на незнакомый маршрут, теряет контроль. В-третьих, большинство инструкторов — это обычные водители, не имеющие педагогических навыков и программ».
Обзвон новосибирских автошкол показал, что по сравнению с летом 2010 года цены на обучение практически не изменились — чаще всего предлагают пройти теоретический курс и 50 часов вождения за 15 тыс. руб. Нижняя планка в 13 тыс. руб. также осталась на прошлогоднем уровне, в то время как самые «дорогие» автошколы были вынуждены снизить цены с 23 тыс. руб. до 18. тыс. руб. Также в 2011 году в автошколах стали чаще предлагать сократить курс вождения до 32 часов, чтобы заплатить меньше.
Марк Волков
Фото radikal.ru