26 января среда
СЕЙЧАС -16°С

Владимир Городецкий: «Станция была, и вдруг ее не стало»

Мэр Новосибирска подвел итоги 2010 года и попросил пассажиров «Золотой Нивы» потерпеть

Поделиться

Поделиться

Владимир Филиппович, какие события и итоги 2010 года вы сами считаете особенно важными?

Этот год подходит к концу, и дать ему какую-то однозначную оценку, поверьте, не очень просто. С одной стороны, было довольно-таки много сделано, с другой стороны — мы жили в условиях последствий кризиса. По моей оценке, год все-таки состоялся как год развития города — это самое главное.

В мае журнал Forbes составил список 30 лучших городов для ведения бизнеса, в котором Новосибирск занял пятое место. Он подтвердил показатели 2009 года — на пятом, довольно-таки престижном месте, мы и остались. В рейтинге городов для поиска работы мы находимся на третьем месте после Москвы и Санкт-Петербурга. Сегодня обеспеченность торговыми площадями в городе Новосибирске самая высокая в СФО, и по предпосылкам развития торговли консалтинговая компания Knight Frank в конце 2010 года поставила Новосибирск на третье место после Екатеринбурга и Самары.

Прошедший год для нашего города — это год выхода из экономического кризиса. Хотя не все проблемы в экономике решены, улучшаются практически все экономические показатели жизни города. Сегодня абсолютное большинство хозяйствующих субъектов работают полный рабочий день. В текущем году сократился против 2009 года уровень задолженности по заработной плате.

В реальном секторе экономики в 2010 году создано дополнительно 300 рабочих мест — это тоже результат.

По результатам 10 месяцев можно надеяться, что мы закончим год почти что по экономическим показателям докризисного 2008 года. 2010 год убедил нас в необходимости самых коренных преобразований и модернизации в экономике — это созвучно с теми установками, которые делают президент, премьер, правительство. Знаковое событие в создании новых экономических условий — это развитие зоны технопарка. Мы вложили в него из бюджета города большое количество средств. Надо бы больницы строить, а мы вложили деньги в создание инженерной инфраструктуры. Сегодня первая очередь уже сдана, и 70 резидентов уже работают в технопарковой зоне. Это фирмы с высокоинтеллектуальным потенциалом, те прорывные технологии, о которых говорит президент. Вторая очередь технопарка сдается в 2011 году.

Нельзя не отметить крупные инфраструктурные проекты в 2010 году. Это, конечно же, строительство третьего моста — оно начато и будет продолжаться.

На 12 декабря уже освоены все финансовые планы и лимиты — 1,364 млрд рублей. Строительная организация «Сибмост» уже работает на кредиторскую задолженность и, наверное, на 150 миллионов до конца года наработает. Мы это согласовали, потому что работы развернуты хорошо и приостанавливать их было бы неправильно. Задача следующего года — выйти на освоение 3,5 млрд рублей капитальных вложений.

Вторая взлетно-посадочная полоса в «Толмачёво». Да, она не на территории города, но это тот инфраструктурный проект, который помогает реализовать программы модернизации экономики всего региона, и Новосибирска в частности. Наконец, в 2010 году начата и в 2011 год переходит сдача финальной части Северного объезда.

Среди достижений 2010 года мэр не упомянул открытие улицы Кошурникова…

Среди достижений 2010 года мэр не упомянул открытие улицы Кошурникова…

Поделиться

Еще одним показателем стабильности является ситуация с бюджетом города. В мае текущего года рейтинговое агентство Standard&Poor's подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг нашего города на уровне BB–, причем в течение года уже два раза дало прогноз изменения рейтинга в лучшую сторону. Это говорит о финансовой устойчивости Новосибирска, о стабильности, о профессиональной финансовой работе муниципального образования. И этому есть все подтверждения: собственные доходы бюджета города выросли в 2010 году на 13 % — это говорит об эффективности использования земельного ресурса, муниципального имущества. Ожидаемое исполнение расходов в 2010 году составит чуть более 31 млрд рублей — это почти уровень 2007 года.

Ведется работа по оптимизации расходов. Ввиду перехода муниципального заказа на обязательную конкурсную основу мы сэкономили в 2010 году около 400 млн рублей. Нам удалось снизить средневзвешенную ставку заимствований. Если в 2009 году она была в среднем 13 %, то сегодня это 7,5 %. Могу сказать, что это лучший результат среди муниципальных образований округа и городов-миллионников России. Таким образом, нам удалось снизить расходы на обслуживание кредитов.

Главным спортивным событием 2010 года стали XXI зимние Олимпийские игры в Ванкувере. Отрадно, что наша землячка Анна Богалий-Титовец выиграла золотую медаль в биатлонной эстафете. Этот год был особенным для самого массового вида спорта — для футбола. Отрадно, что впервые наша команда играла в Премьер-лиге, впервые вышла в финал Кубка России и впервые выступала на международной арене в Лиге Европы. Да, к сожалению, по итогам года мы потеряли право выступать в Премьер-лиге, но, я думаю, это не такое огорчение, чтобы не видеть того, что произошло в жизни города. Надеемся, что будущий сезон при нашей целеустремленности позволит нам вернуться в Премьер-лигу.

Можно выделить особенно холодную зиму прошедшего года. То, что мы жили в условиях экстремальных температур, ниже среднего на 10 градусов, — это было суровое испытание для горожан и системы жизнеобеспечения города.

Нынешняя зима тоже оказалась экстремальной, но не по температурам, а по снежным залпам, которые обрушились на территорию Новосибирска. Это тоже испытание, которое еще не закончилось. Мы находимся в процессе ликвидации его последствий. Но я убежден, что эта экстремальная ситуация помогла нам оценить уровень обеспеченности нашей дорожной отрасли всем необходимым.

Думаю, что неделя такой работы, как ведется сейчас, — и мы приведем в приличное состояние весь город и сумеем его удержать в течение всей зимы.

Наша задача — найти в бюджете не менее 150 млн рублей для обновления парка специализированной техники. Семь лет назад мы делали массовое обновление, а это уже много. С 1 января мы повышаем зарплату работникам дорожной отрасли. Поверьте, за 16 000 рублей работать в таком напряженном городе, где так много людей, так много транспорта, механизатору очень сложно.

В 2010 году была запущена автоматизированная система управления дорожным движением (АСУДД), включающая в себя централизацию регулирования 121 перекрестка. Это позволяет нам увеличивать среднюю скорость движения на улице до 25 %. В связи с увеличением ДТП в темное время суток мы приняли решение об увеличении периода освещенности на 42 магистралях.

В числе приоритетных остается развитие городского электрического транспорта и метрополитена. Но, к сожалению, остается сложной перспектива федерального софинансирования, поэтому трудно сегодня говорить о каких-то перспективах.

…и лишь раз обмолвился о станции метро «Золотая Нива»

…и лишь раз обмолвился о станции метро «Золотая Нива»

Поделиться

К сожалению, горьким моментом была такая ситуация в 2010 году, когда пущенная станция метро была приостановлена — это тоже наша действительность.

Важно, что строительная отрасль выходит из кризиса. Показательно, что в 2010 году мы сдадим больше, чем планировали, — это будут объемы не ниже уровня 2009 года, а мы тогда ввели 817 тыс. кв. метров. Красноярск вводит 510 тысяч, Омск — 420 тысяч, и это тоже показатель. Мы зажаты сейчас границами города и работаем с администрацией области по прирезке территорий для индивидуального строительства.

Думаю, что вы были свидетелями тех работ, которые мы проводили по дорожной отрасли. 1,364 млрд рублей мы освоили. Я понимаю, что кто-то в то время, когда дорожники работали в две смены, в субботу и воскресенье, расклеивал на машинах позорные наклейки с нецензурщиной. У каждого своя миссия — что я могу сказать? Мы сделали шаг к значительному улучшению дорожно-транспортной отрасли.

На будущий год у нас таких денег — миллиарда — на дороги уже не будет, но 600–650 миллионов на дорожную отрасль выделим.

Я понимаю, что проблема детских дошкольных учреждений очень обострилась в восприятии людей, когда очередь очень сильно возросла — с полутора лет до шести — 23 000 человек. Это плохая ситуация. Разработана и утверждена программа: до 2012 года мы введем 12 300 мест. Знаковым будет 2011 год, когда введем 2300 мест. Десять детских садиков будут освобождены от арендаторов.

Вот, пожалуй, и все. Пропустил один момент: в 2010 году произошли изменения в руководстве области. Это очень важно — от уровня взаимоотношений, от уровня взаимопонимания между городом и областью зависит очень многое. Я думаю, что все было сбалансировано в предыдущие годы. И у меня нет никаких оснований сомневаться, что и с новым руководством в лице Василия Алексеевича Юрченко мы продолжим эти созидательные, деловые взаимоотношения и обеспечим развитие Новосибирска и области.

Подсчитаны ли убытки от простоя станции метро «Золотая Нива» и почему бесплатный автобус от нее до «Березовой рощи» ходил только один день?

Автобус ходил один день, чтобы помочь людям адаптироваться. Станция была в их жизни, и вдруг ее не стало. Они пришли, а там вывеска: «По техническим причинам станция закрыта». Чтобы помочь им в этот день, автобусы ездили и подвозили пассажиров. А потом люди поняли, что это ситуация не одного дня. Что касается возмещения убытков, то, я думаю, вопрос так не стоит и стоять не будет. Если его поставит метрополитен, у меня есть что им ответить. Мы вооружаем наш метрополитен новой разветвленной сетью, но на данном этапе это не удалось. Считать здесь убытки можно, но для чего? Поэтому сейчас метрополитен работает вместе с заказчиком и проектировщиком для того, чтобы устранить все то, что было не очень правильно сделано. Я имею в виду не с точки зрения чего-то техногенного. Есть серьезные недостатки в работе заказчика, который так построил работу, что на сегодняшний день они не смогли предоставить документацию Ростехнадзору, как полагается по регламенту. Что сейчас и делается, прямо в эти дни, даже сейчас.

А что вы скажете гражданам, которые выходят на пикеты к закрытой станции?

Я объясняю, как могу, через СМИ, что произошло. Поэтому надо терпеливо отнестись к этому. Станция «Золотая Нива» будет такая же дееспособная, как и 12 предыдущих.

Прокомментируйте, пожалуйста, последние решения областных властей по повышению тарифов на муниципальном транспорте и ограничению числа поездок для пенсионеров.

Тарифный регулятор (на городском транспорте. — К.П.) сейчас изменился — им стал субъект федерации, департамент по тарифам. Произойдет рост тарифов на все виды транспорта, кроме частного извоза — там будет снижение. Могу сказать, что частный транспорт по электронной карте перевозит 50 % пассажиров в Новосибирске.

Принципиально важное изменение — компенсация за льготный проезд. Мы компенсировали за муниципальных льготников, а область за своих до 8 рублей. Тариф был 12 рублей, а мы компенсировали 8 рублей. Это прямые убытки для транспортных организаций — муниципальных или частных. Сегодня принято принципиальное решение — область и мы будем доплачивать за льготный проезд до тарифа, который будет утвержден (14 рублей на автобусах, 13 рублей на трамваях и троллейбусах, 15 рублей на метро. — К.П.).

Теперь что касается ограничений для льготников. Среднее количество поездок за месяц — 43. Если брать всех льготников, то 41 % в течение года уложились в 30 поездок в месяц. Есть такая категория — 4–6 %, которые сделали от 100 до 200 поездок в месяц. Думаю, что 200 поездок — это специально надо кататься. Процентов 25–30, которые делают от 30 до 50 поездок в месяц, — это работающие пенсионеры, но они и доходы, наверное, еще получают кроме пенсии. Поэтому вот из таких соображений вводится регулирование. Ограничение по поездкам есть почти во всех городах, за малым исключением. Не лимитируются по поездкам многодетные семьи, дети-сироты, дети-инвалиды и сопровождающие их лица.

А транспортные карты школьников и студентов? С ними произойдут изменения?

Это наши внутренние карты города. Они не сопряжены с федеральными льготами, это дотации из нашего бюджета, и мы их не трогаем.

Будет ли федеральный бюджет финансировать в 2011 году строительство моста через Обь?

На 2011 год мы дождались только предоставления льготного бюджетного кредита на пять лет. 2 млрд рублей будет взято администрацией области на условиях 50/50 с городом Новосибирском. Это, конечно, «сладкий» кредит — 2,7 %, но «сладость» его окажется горькой, когда через пять лет надо будет отдавать. Придется отдавать, потому что приоритет — это мост. Мы пытаемся войти в какие-то другие целевые программы, потому что Минфин ставит задачу вести все федеральное бюджетное финансирование по целевым программам. По 750 млн рублей предусмотрено на 2011 год в бюджетах города и области.

Константин Пономарев

Фото gzt.ru (1), автора (2, 3)

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter