На этой неделе губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский раскритиковал попытки театра «Старый дом» привлечь частного инвестора для строительства нового здания и заявил, что новый «Старый дом» должен быть возведен за счет бюджета. Улучшить условия театр, расположенный в почти столетнем здании на Речном вокзале, мечтает с середины 1990-х годов. За это время мечты варьировались от банального капремонта до возвышающихся над театром башен-близнецов.
Справка: Театр «Старый дом» основан в 1933 году как «колхозно-совхозный», в 40-е годы обрел статус областного драматического. Свою историческую близость к народу театр сохранил — он обходится без радикальных экспериментов в постановках и остается самым гастролирующим по области. Самый знаменитый из приглашенных постановщиков — польский режиссер Кшиштоф Занусси, обладатель призов Венецианского и Каннского фестивалей, поставивший в прошлом году в «Старом доме» спектакль «Дуэт».
«Старый дом» не устраивает ни труппу, ни зрителей, ни пожарных инспекторов. «53 года не проводилось капитального ремонта, только планово-текущий, — говорит руководитель департамента культуры Новосибирской области Наталья Ярославцева. — И, безусловно, мы понимаем, что сегодня помещения не соответствуют требованиям технического регламента о пожарной безопасности». «150 человек друг у друга на головах, нет гримерок, душевых комнат и репетиционного зала, — жалуется директор театра Антонида Гореявчева. — Поскольку здание изначально не предназначалось под театр, нет возможности воплотить многие творческие задумки. И для зрителей нет ни нормального фойе, ни нормального кассового зала, и страшная теснота, когда люди выходят со спектакля».
Нынешнее здание театр занимает с 1967 года. А само здание — одна из двенадцати знаменитых «крячковских школ»: типовых двухэтажных учебных заведений, построенных в 1911–1912 году по проекту Андрея Крячкова. В 1967 году здание передали Новосибирскому областному театру драмы, перестроив под новые функции. В 2003 году появились первые проекты реконструкции с пристройкой новых помещений. «Затем мы пришли к выводу, что нужно сносить и строить новое здание. Радикально перестроить здание невозможно, значит, реконструкция просто сохранит площади, не несущие полной функциональной нагрузки», — поясняет Антонида Гореявчева. В 2007 году был проведен конкурс и заключен инвестиционный договор с ООО «Стройгеология», которое собиралось построить на месте театра деловой комплекс — и новый театр.
Уже ставший чисто «бумажным» эскизный проект комплекса представлял собой, по словам госпожи Гореявчевой, две двадцатидвухэтажные высотки, между которыми был зажат новый «Старый дом».
«Заявленный инвестиционный проект с бизнес-комплексом был банален, к тому же это место является транспортным узлом и подход к нему должен быть соответствующий, — комментирует архитектор Игорь Поповский. — Решение этого участка должно быть неординарным и требует высокопрофессионального подхода».
В 2009 году инвестиционный договор с ООО «Стройгеология» был расторгнут. Представленный на заседании совета обладминистрации пакет документов, подготовленный к конкурсу на поиски нового инвестора, удивил губернатора: «Где вы найдете инвестора, который заплатит 150 миллионов рублей за какой-то земельный участок? Зачем я буду объявлять конкурс, если знаю, что такой цены нет?». В итоге Виктор Толоконский заявил, что «театральное здание надо строить за счет бюджетных средств», а стоимость проекта должна составлять 210–220 миллионов рублей вместо заявленных 325 миллионов. Сейчас вопросом занялась рабочая группа во главе с вице-губернатором Василием Юрченко, а руководство театра смотрит в будущее с оптимизмом.
Если чаяния сбудутся, театр рассчитывает увеличить площадь в пять раз, а количество зрительских мест — с 200 до 300, — в обмен, правда, лишившись стильной концепции сочетания названия и здания. «Никто не запрещает построить новое здание с элементами архитектуры Крячкова», — говорит Антонида Горяевчева.
«Первоначальный облик здания сильно искажен и памятником архитектуры не является, — комментирует значимость серого дома на Речном вокзале архитектор Игорь Поповский. — Но дело в том, что это одна из крячковских школ, представляющих культурный феномен: город получил ссуду, но ее не разворовали, а построили школы.
И благодаря этим школам Новониколаевск занял первое место в России по начальному образованию. Похожие на храмы, школы Крячкова — символ молодого города, стремившегося к образованию, развитию. Поэтому каждая из них, по моему личному мнению, — памятник городской культуры. На мой взгляд, реконструировать трудно, здание сильно изношено, но такие опыты в мировой практике существуют, и сочетание исторических конструкций с современными тоже нормально для европейской культуры. Представьте себе это здание, например, с оголенным кирпичом — уже интересно — в сочетании с закаленным стеклом и хромированными конструкциями».
«Нулевые» годы для Новосибирска были временем больших театральных строек. В 2003–2005 годах году прошла реконструкция НГАТОиБ, стоившая около 1,3 миллиарда рублей (из федерального бюджета). В 2004–2008 годах — реконструкция здания «Красного факела», стоившая около 300 миллионов рублей — из областного бюджета и от частных инвесторов (получивших таким образом участок для строительства бизнес-центра «РосЕвроПлаза»). Пока не обрели хеппи-энд истории концертного зала филармонии и здания театра Сергея Афанасьева. Новый зал филармонии планировалось возвести к 2010 году, сейчас — к концу 2011 года (стоимость проекта, финансируемого из областного бюджета, оценена в 890 миллионов рублей). А театр Афанасьева собирался въехать в строящееся здание на Серебренниковской еще в 2006 году.
Елена Полякова
Фото Сергея Ляшко