Устав от неадекватности заказчиков, новосибирские архитекторы, а также их коллеги из Омска, Москвы и Санкт-Петербурга (в прошлом — новосибирцы) представили на суд зрителей проект «Архитектура никогда» и спроектировали Новосибирск, который никогда не будет построен. Выставка, презентация которой прошла в «Галерее Чернофф» 22 января, была далека от благостного мечтательства советских времен. Архитекторы всласть поиздевались над столичными претензиями Новосибирска, остроумно переиначили сетку нашего метрополитена на манер московского (278 станций, 16 линий и 15 пересадочных пунктов) и предложили сжечь архитектурный мусор, из которого сделано 95 % нашего города.
По мнению организаторов, Новосибирск является молодым городом, страдающим старческими болезнями. Он уже осознал себя столицей и натужно старается напустить на себя солидный вид. «Проект не ставит перед участниками никаких задач, но предполагает, что авторы проявят адекватность: если Новосибирск — столичный город, то и задачи, и их решения должны быть столичными; если провинциальный — то нефиг и гнаться!», — обозначено в пресс-релизе.
На его схеме обновленного метрополитена мы видим 278 станций и множество линий: Толмачевско-Пашинскую, Гусинобродско-Криводановскую, Заельцовско-Камышенскую, Первомайско-Мочищенскую, а также Кольцевую, Бердскую, Затулинскую, Академическую и несколько строящихся. «Площадь Ленина» господин Журавков деполитизировал и назвал «Оперным театром», а также упомянул, что с настоящего момента проблема связи обкомовских дач и центра города наконец-то решена.
Для повышения комфортности проживания и привлечения мирового туристического потока архитектор Иван Агапов предложил создать в Новосибирске водный поток и превратить столицу Сибири в сибирскую Венецию, протянув вдоль и поперек города сеть искусственных каналов. Машины при этом будут ездить не по воде, но под землей.
Новосибирский культуртрегер Константин Скотников предложил дополнить факел Революции за домом Ленина подземной статуей Свободы, которая этот факел держит.
Это сооружение, по словам автора, должно символизировать прощание со свободой. «Когда-то в юности, под воздействием революционной романтики, я мечтал о свободе, — трагически произнес Константин Скотников. — И как-то, когда я проходил мимо факела в сквере Героев Революции, меня настигло озарение: я понял, что свобода закопана под землей. Внутри статуи Свободы, которую мы скрестили с факелом Революции, будет располагаться общественный центр, позволяющий путешествовать по внутренним органам статуи. Предполагается, что посетители входят в памятник орально и выходят анально».
Презентовались на выставке и гигантские башни Андрея Чернова: одна — составленная из бетонных панелей всех имеющихся в городе девятиэтажек, другая — из ржавых труб заводов, в которые помещены все городские памятники (обслуживать этот музей будут красные японские роботы), третья — из составных частей речных судов — должна стать маяком для летающих тарелок и прочих НЛО. Почему-то ни один из авторов проекта не предложил идей об изменении облика Академгородка. «Там изменения идут сами собой, — рассказал один из участников выставки.
— Микрорайон Щ вскоре займет военное училище, а верхнюю зону — элитное жилье и безвкусные коттеджи».
Наиболее радикально подошел к делу Дмитрий Иванов, пожелавший сжечь весь архитектурный мусор Новосибирска (95 % имеющихся строений). «Проект рассчитан на 3000 лет, — прокомментировал архитектор. — Сжигать нужно все пятиэтажки, рекламные плакаты, заводы в центре города и многое-многое другое — с привлечением пиротехники, Бена Ладена, Джорджа Буша и иллюзиониста Копперфильда».
О том, сколько зданий в Новосибирске необходимо сжечь, корреспондент НГС.НОВОСТИ спросил у организатора выставки, архитектора Александра Ложкина. «Специально таким вопросом я никогда не задавался, — ответил господин Ложкин. — Но таких зданий много. Точно оставил бы я оперный театр. Вообще, в Новосибирске много хорошей архитектуры, есть прекрасные образцы конструктивизма, упоминания о которых встречаются в западной прессе. Однако в последнее время талантливые решения, к сожалению, встречаются редко». Уродливость современных зданий архитекторы списывают на безвкусие заказчиков. Протолкнуть свои свежие идеи, по их словам, практически невозможно. В итоге, сублимируя ненависть к заказчикам на специализированных выставках, они вынуждены возвращаться к чертежам аляповатых бизнес-центров и штамповать башенки.
Владимир Иткин