![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
29 августа в Вознесенском кафедральном соборе была освящена и представлена широкой общественности икона «Чернобыльский Спас». Мероприятие, организованное союзом ветеранов чернобыльской аварии, причудливо совместило в себе древнюю церковную обрядность и суровые мотивы современности. Рядом с Христом на этой самой настоящей иконе изображены крыша злополучного саркофага, врачи в белых халатах и ликвидатор в противогазе. По мнению культурологов, подобные явления могут стать первым опытом модернизации самого древнего и влиятельного религиозного института страны.
В пятничный полдень во дворе Вознесенского собора собралось человек сто — никто из них не был похож на гостей очередных брачующихся, которые то и дело сновали в храм и обратно. Вместе с типичными тетушками в платочках и юбках до пола за новой святыней следовали и неумело крестящиеся сквозь густой сигаретный дым ветераны в орденах. Ликвидаторы чернобыльской катастрофы вспоминали товарищей, священники читали панихиду, а девочки-курсантки кадетского училища в ярких оранжевых беретах шептались, сбившись в стайки. Каждый занимался своим делом. Благо, оно было у всех общим — 59 лет со дня испытания первой советской атомной бомбы на Семипалатинском полигоне.
По информации председателя Сибирского регионального союза «Чернобыль» Владимира Дроздова, первоначально планировалось освятить икону 26 апреля — в годовщину катастрофы на Чернобыльской АЭС. Однако специалисты иконописной мастерской «Венец» закончили свое творение только в августе, потратив на его создание ровно 9 месяцев. «Понятие «чернобылец» уже давно не ограничивается только непосредственными участниками ликвидации последствий данной катастрофы. В нашу организацию входят все пострадавшие от промышленной или военной радиации в СССР и России.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
По словам настоятеля собора отца Александра, цель создания иконы — это сохранение памяти о трагедии. «Теперь прихожане нашего собора всегда смогут посмотреть на икону, вспомнить о тех событиях и помолиться за жертв катастрофы. Первоначально нам предлагали сделать копию с украинского «Чернобыльского Спаса», но мы решили создать свой собственный эскиз. На той иконе были неправильно расставлены акценты — небольшое изображение Христа и большие сюжетные картинки. У нас — наоборот, ведь главное в этой ситуации не сама трагедия, а спасение», — рассказал священник.
На «Чернобыльском Спасе» изображены души жертв радиации — дети и взрослые — и как бы загораживающие их фигуры врачей и солдата в противогазе.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
Также вдали видны корпус реактора и брошенный из-за высокого радиационного фона храм. Рядом растет скрюченная обугленная сосна в виде креста. Несмотря на то что ангелы и Христос остаются главными действующими лицами композиции, мы не видим ни варягов с мечами, ни святых с нимбами. Вместо них в нижней части изображения — рядовые советские граждане и депрессивный пейзаж постъядерного пространства.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
«Не стоит удивляться, — комментирует отец Александр. — Литургическое творчество не стоит на месте, а развивается вместе с реалиями жизни, его окружающей.
Если вы посмотрите на некоторые иконы современных святых, то также сможете увидеть персонажей из нашего времени — например сцену, где красноармеец из автомата расстреливает мученика за веру».
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
По мнению новосибирского художника и одного из организаторов скандально известной группы «Синие носы» Константина Скотникова, подобные новшества в иконописи — весьма неожиданный ход руководства православной церкви. «Я думаю, что мы видим, как появляется та замочная скважина, куда начинает дуть сквознячок модернизации Церкви. Раз освятили это произведение, значит, так и должно быть. Не знаю, как насчет жизни, но в вопросах смерти Церковь можно точно считать авторитетом», — отметил эксперт.
Новосибирский «Чернобыльский Спас» — не первый в России. Память о катастрофе дает о себе знать в разных регионах страны в виде похожих друг на друга икон с бросающимися в глаза людьми в противогазах. Ведь от влияния времени не застрахованы ни геймеры, которые вот-вот начали осваивать чернобыльский «Сталкер», ни священники, которые встретят прихожан под сенью чернобыльской иконы.
Марк Волков
Фото Алены Балгеймер