Осень – это не только желтые листья, праздник урожая и первые заморозки. Осень – время, когда обостряются простудные заболевания и конфликты между покупателями обуви и ее продавцами. Специалисты территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по НСО проверили розничные предприятия по торговле обувью: «Монро» (девять обувных супермаркетов), «Джотто» (три магазина), «Под каблуком» (шесть магазинов), «Россита» (шесть магазинов), «Монте-Россо» (три магазина), а также магазины и отделы индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В общей сложности проверено 38 объектов. . Как показала проверка, подавляющее большинство претензий относится к индивидуальным предпринимателям.
По результатам проверок специалисты говорят о том, что Новосибирск заполнен обувью, скажем так, неустановленного происхождения. То есть у нее есть якобы «иностранное имя», однако отсутствует маркировка, а также товарно-сопроводительные документы, подтверждающие качество товара, его происхождение и источник поступления. Например, есть такая обувная фабрика «Сарабелла», вроде бы расположенная в городе Сарапул (Удмуртия). Выпускает она обувь марок «Paolo Conte», «Murton», «Brooman». Сертификат на серийное производство обуви, обязательный для выпуска обуви, фабрикой не предъявлен. На запрос, направленный в адрес фабрики «Сарабелла», ответа не получено. Как утверждают специалисты по сертификации «Кожа и обувь» ОАО «Центральный научно-исследовательский институт кожевенно-обувной промышленности», сертификат на обувь «Murton» и «Brooman» оказался поддельным. По мнению начальника отдела территориального управления Роспотребнадзора Валентины Мироновой, «складывается впечатление, что таким образом легализуется обувь иностранного происхождения, а фабрик, обозначенных в сертификатах, может не существовать».
Автор данных строк имела как-то крайне поучительную беседу с дамой, торгующей обувью на Гусинке. Дама попалась словоохотливая и, достав из закромов три пары вроде бы одинаковой обуви, объяснила, «как это делалось в Одессе», то есть в Китае. Берется модель, обычно итальянская, «разбирается на запчасти» и отдается на три фабрики. Одна, где оборудование поплоше, шьет обувь из чего попало и как попало. Стоит она сущие гроши. Вторая фабрика уже делает верх из натуральной кожи (все остальное, правда, «из шкуры свежеубитого дерматина»). Фабрика третья шьет обувь из натуральных материалов. В наши магазины под маркой styled in Italy («стиль позаимствован в Италии», надо полагать) или даже made in Russia попадает обувь фабрик №2 и №3, уж тут кому как повезет. Поэтому ассортимент обувных магазинов и совпадает с ассортиментом «барахольным».
Хотя, в общем-то, своих собственных нарушений у продавцов тоже предостаточно. Например, перед подачей в торговый зал обувь должна проходить проверку качества (по внешним признакам). Но ни в одном магазине, сообщает Роспотребнадзор, не было выявлено фактов выявления брака и возврата некачественной обуви по инициативе самого продавца. Весь брак возвращается только покупателем. А еще существует Закон РФ «О защите прав потребителей», существуют «Правила продажи отдельных видов товаров». Согласно этим документам, продавец должен предоставить покупателю информацию о товаре и его изготовителе, а в договоре купли-продажи (чек, гарантийный талон) должны присутствовать необходимые реквизиты (цена, информация о продавце и т.д.). Однако в большинстве случаев информация о товаре в магазинах отсутствует полностью или частично, почти в половине случаев на обувь нет сертификата соответствия, а в ряде случаев в договоре купли-продажи присутствуют условия, ущемляющие права потребителей. Закон о защите прав потребителей дает покупателю право выбора: обратиться к продавцу по месту покупки либо к уполномоченному органу. Между тем, например, в магазинах «Россита» возврат некачественной обуви производится только в единственном сервис-центре, на что покупатели и жалуются. Как нам сообщили в вышеупомянутом сервис-центре, он справляется с нагрузкой, однако в будущем году планируется открыть сервис-центр и на Левом берегу – для удобства покупателей.
Однако говорить о том, что большинство претензий относится именно к крупным торговым сетям, было бы неправильно. По словам специалистов, основная масса нарушений приходится на частных торговцев обувью. В первую очередь, права покупателей нарушаются мелкими торговыми точками, которые не обременены заботой о чести собственной торговой марки. В то же время, представители сетевых продавцов обуви стремятся к обеспечению качества поставляемой продукции.
Алексей Калмыков, начальник отдела маркетинга и рекламы сети обувных супермаркетов «Монро», комментирует ситуацию со своей стороны: «Мы контролируем качество обуви уже на фабриках, где размещаем свои заказы на стадии производства, поэтому проверка качества на местах (которая, безусловно, у нас тоже проводится) выявляет брак крайне редко. Скрытые дефекты, конечно, бывают, но от них никто не застрахован. Именно поэтому мы и устанавливаем повышенный гарантийный срок на нашу обувь: от 75 до 100 дней, в зависимости от материалов, из которых обувь изготовлена. Весенняя проверка и арест имущества, широко освещавшийся в наших СМИ, никак не были связаны ни с качеством обуви, ни с вопросами сертификации, вопрос касался исключительно налогообложения. Обвинения в том, что мы якобы переклеиваем этикетки, вообще выглядят достаточно странно, при наших объемах продаж надо было бы нанять человек двести, чтобы они этим только и занимались».
По данным комитета по защите прав потребителей мэрии, в прошедшем году более 3400 жителей Новосибирска обратилось в отделы по защите прав потребителей с жалобами на плохое качество приобретенной обуви. За 7 месяцев этого года обращений поступило уже более 2100. Специалисты оказали горожанам помощь при возврате некачественного товара на сумму более 1,5 млн. рублей.
Наталия Воронинская, специально для НГС