В открывшихся недавно в Новосибирске супермаркетах сети «Ярче!» на полках лежат упакованные сэндвичи. Выпускает их томская компания «Пит Он» на производстве, расположенном в селе Рыбалово на улице Совхозной. Здесь же, в супермаркете, сэндвичи можно разогреть в микроволновке.
Стоят томские бутерброды от 47 до 55 рублей (в зависимости от начинки) и представляют собой довольно увесистый (160 граммов) брикет из трех кусков специального тостового хлеба с начинкой между ними. Нетрудно заметить, что «Пит Он» идет по непростому пути, проложенному «Подорожником», — то есть торгует готовыми упакованными сэндвичами. Только делает это как обычный производитель продуктов питания, не занимаясь созданием собственной розничной сети. Цена у его бутербродов, вроде, не выше, но сами они больше.
На вкус и те, и другие довольно унылы, но лично мне томские бутеры показались более съедобными. В них, по крайней мере, нет фирменного майонеза и сыра «Подорожника», который у меня вызывает желание помыть после еды чем-нибудь рот. Сэндвичный хлеб, кстати, проявил бы себя еще лучше, если бы его перед употреблением слегка поджаривали на электрогриле (что, в принципе, в магазине «у дома» возможно). Но пока суровые холостяки могут довести «питоны» до ума на сковороде.
«Подорожник», как ни относись к его продукции, — это компания, опередившая время. Она сумела создать производство упакованной еды на вынос еще до того, как возник и развился рынок обычного стрит-фуда. Хотя, по идее, все должно было быть наоборот. Ведь с технической точки зрения сделать киоски, где сэндвичи мастерят на месте, проще, чем сразу создавать целую фабрику.
Сегодня обычная «уличная еда» расцветает пышным цветом. Лидирует, конечно, шаурма, но хватает и блинов, и хот-догов, и даже уже подтягивается китайская кухня. Соперничать со всем этим свежим разнообразием бутербродам в полиэтилене будет все сложнее и сложнее. Потому соображения безопасности всегда будут проигрывать запахам и вкусу сомнительной, но свежеприготовленной еды.
Но у «Подорожника» с «Пит Оном» есть шанс. И называется этот шанс «магазины у дома». До сих пор под этим названием у нас скрывалось невесть что — какие-то недоделанные супермаркеты. Между тем в мире есть уже отработанный формат подобных торговых точек. Самый крупный — японский 7 Eleven, у которого в мире уже более 36 тыс. магазинов — больше, чем ресторанов у McDonalds. Сравнение это неслучайно. В 7 Eleven можно не только купить продукты и товары первой необходимости (вроде бритвенных лезвий, батареек, одноразовых платков и флеш-карт), но и перекусить. Особенно это направление развито в курортных зонах: там под еду отведен целый уголок, где можно и сосисок пожарить самому, и кофе заварить.
Магазины такие, кстати, уже начали появляться. Это и «Ярче!» (хотя в меньшей степени), и «Алёкма», открывающая скоро вторую торговую точку. Направление это может развиваться и дальше, в том числе за счет быстровозводимых павильонов, в которых размещается сейчас часть точек «Подорожника». А что — представьте, что в таком магазинчике будут пиво, сигареты, кефир и колбаса — все, что может внезапно понадобиться человеку в хозяйстве. Ну и готовые бутерброды — разогрел и съел.
Стас Соколов
Фото автора