Вчера на улице Советской начала работать кофейня с длинным нерусским названием One More Coffee. Начинание подается как новый формат, суть которого — торговля кофе на вынос. Если дело так пойдет и дальше, человек без бумажного стаканчика в центре города будет скоро смотреться как заезжий провинциал.
Справедливости ради нужно заметить, что ничего такого революционного в One More Coffee я не увидел. По сути, это просто кафе сети «Дудник» (которая принадлежит, как и «ШашлыкоFF», компании «SRP-групп»), в котором кофейный аппарат вынесен за отдельную стойку и для него придуман отдельный логотип. Пока зал выглядит пустовато. Но в компании говорят, что уже со дня на день там должна появиться мебель и посетители смогут употребить пирожные «Дудника» и кофе с большом комфортом. Но главная идея нового заведения в том, чтобы кофе продавать именно на вынос. Капучино здесь стоит 50 руб., и оно, в общем, ничем не хуже того, что варят в обычных кофейнях.
Это, нужно заметить, тенденция. По городу уже разъезжают «кофемобили», в обычных кофейнях доля «выносного» кофе уже, бывает, доходит до 25 %, а тут еще и проекты, для которых торговля навынос является основным направлением. Ведь кроме One More Coffee поить этим напитком рвется обновленная «Кузина» (первая точка ее в новом обличии, кстати, открывается в том же доме, что и кофейня «SRP-групп»), как буфет предполагает работать сеть Beard Papa's (где также можно купить просто кофе, и все).
На наших глазах кофе из напитка, употребление которого было обставлено определенными ритуалами, превращается в «дозу», которую все больше и больше людей должны принять, чтобы просто проснуться (или не заснуть). Ведь почти никто, например, не покупает на вынос чай с лимоном.
Но дело не только в бодрости, я думаю. Прелесть кофе (для рестораторов) в том, что его не так-то просто сделать в домашних или офисных условиях. Так ли хуже латте, сделанный с помощью бытового пластикового агрегата, того латте, что вы получаете в кофейне из кофемашины ценой в 5 тысяч евро, — это вопрос дискуссионный. Но то, что человек чувствует эту разницу на эмоциональном уровне, — совершенно точно.
Coffee to go — это не просто напиток, а, как бы банально это ни звучало, часть стиля жизни. Маленькое, но наглядное и ежедневное подтверждение того, что человек находится на определенном уровне социальной лестницы. Потому как те, кто стоят по этой лестнице ниже, пьют кофе из автоматов за 15 руб., а то и вовсе заваривают пакетики «3 в 1».
Наглядней всего этот пелевинский «вау-эффект» виден на примере не кофе (который все-таки может быть разным), а пепси-колы из бургерных Carl's Jr. Когда девушка или юноша платят 70 руб. за большой стакан пепси и идет гулять с ним по ул. Ленина, они покупают вовсе не сладкую газировку (которая стоит в магазине почти втрое дешевле), а статус.
И коли в городе появилось достаточно людей, которые готовы небрежно потратить 100 руб. на стакан с кофе, то почему бы не предложить рынку почти точно такой же стакан — но только вдвое дешевле. Ведь и потребителей для него может оказаться вдвое больше.
Фото автора