10 октября на окраине Первомайского района прошел пивной фестиваль «Крафтфест». Главным организатором мероприятия, посвященного необычному и «заумному» пиву, стал открывающийся на этой неделе в центре города пивной магазин «Элли унесло». Дегустация почти 200 сортов пива от российских и зарубежных пивоварен привлекла почти 3 тыс. горожан. Корреспондент НГС.АФИША побывал на «Крафтфесте», попробовал множество необычных сортов пенного напитка и выяснил, как пиво превратилось из банального «бухла» в предмет искусства с окружающей его субкультурой.
Справка: Магазин крафтового пива «Элли унесло» готовится к открытию в течение третьей недели октября на ул. Ленина. Ключевой владелец магазина — новосибирец Николай Желагин. Последние несколько лет жил в Москве, где открыл 9 магазинов разливного пива, включая первый в столице магазин на 50 кранов. В магазине «Элли унесло» будет 40 кранов разливного и около 500 видов бутылочного пива.
Фестиваль крафтового пива проходил на задворках Первомайки — в промзоне поселка Матвеевка. Улица имени опального советского маршала Тухачевского начинается от Бердского шоссе, разрезает мрачный жилмассив из старых частных домов и угловатого кирпичного новодела и уходит вниз, к Оби. Воздух пахнет терпким дымом от угольных печей, ближе к реке домов меньше, а потому — тьма.
По словам главного организатора «Крафтфеста», директора компании «Элли унесло» Николая Желагина, выбор места проведения обусловлен тем, что в центре города крайне трудно найти площадку, которая соответствовала бы трем условиям: большая площадь помещения (более 2000 кв. м), разделение на «шумную» (там, где концерт) и «спокойную» (там, где дегустация и неспешные беседы) зоны, а также просторная территория под открытым небом. Также г-н Желагин уточнил, что всего на «Крафтфест» было продано 2800 билетов.
Чтобы оценить уровень организации мероприятия, достаточно было отправиться в туалет в самый разгар веселья. На «Крафтфесте» туалет был бесплатным и туда никогда не было очереди. Секрет прост — верно рассчитанное количество кабинок. Добраться до фестиваля можно было на бесплатном автобусе от Речного вокзала. Ходили автобусы, как и было обещано, каждые полчаса — за это время успевало накопиться желающих как раз по числу сидячих мест (плюс-минус 5 человек). На входе, где продавали и проверяли билеты, тоже не было большой очереди.
Центральная часть и главный смысл мероприятия — дегустация пива. Всего в дегустационном помещении, похожем на ангар, было представлено почти 200 сортов разливного.
Производители — мелкие (крафтовые) пивоварни из России, Голландии, Италии, Англии, Дании, Испании, Эстонии, Норвегии и США. География по России — Санкт-Петербург, Москва и Подмосковье, Екатеринбург, Челябинск и др. Новосибирск представляли две пивоварни: «Гуси» и «Hitchcock Brew и Гуси». Наливали в выданные на входе фестивальные бокалы (около 300 мл) за картонные фишки. Самое простое пиво: одна фишка — один бокал. Самое «крутое»: одна фишка — четверть бокала, на пару глотков. Помимо включенных в билет 4 фишек, их можно было докупить по 40 руб. за штуку.
По данным организаторов фестиваля, негативные отзывы о мероприятии в основном касались ассортимента пива для дегустации. Ранее было заявлено, что на кранах окажется 200 сортов, но на деле около 40 сортов так и не были выставлены. Разочарованные любители крафта активно высказывались по этому поводу в соцсетях.
Порядком надегустировавшись, корреспондент НГС.АФИША, однако, смог впоследствии вспомнить как минимум четыре самых вкусных сорта.
Первый — это эль под названием «Пей пойми чего» от воронежской пивоварни Brewlok craft&classic. На мягкую и насыщенную элевую основу ложится смелый, на грани фола, аромат грейпфрута. После глотка он не уходит, как дешевый ароматизатор, а превращается в густую горечь. От корня языка поднимается смесь пивной и натуральной грейпфрутовой горчинок. В глазах вкушающего недоумение быстро сменяется блеском.
Весьма неплох оказался сливочный стаут By udder means от пивоварни To ol (Дания). Типичный для стаутов привкус жженого солода здесь крайне насыщен — пока смакуешь, ошалевшие рецепторы улавливают множество оттенков. Такое впечатление, что взяли «Гиннесс» и сгустили в 2 раза.
Приятный сорт — можжевеловый эль от московской пивоварни «Сурок». В достаточно спокойном букете пива силен аромат, похожий на какую-то крупу или кашу. На равных правах с хлебной основой идет этот загадочный элемент, который раз за разом хочется распробовать. Пьется очень легко и умиротворяет.
Еще один примечательный сорт оказался тоже произведен «Сурком». Когда пьешь «Имбирно-медовый лагер», кажется, будто ты только что встал утром, намешал себе ароматные овсяные мюсли с фруктами и сонно хлюпаешь их большой ложкой. Пиво-мюсли вполне может заменить завтрак.
Добавим, что рядом с шатром был открыт небольшой магазинчик с пивом в стеклянной таре в ценовом диапазоне от 170 до нескольких тысяч рублей за бутылку. Визуально — от 100 до 200 сортов.
Публика на «Крафтфесте» была разношерстная, но приличная. Помимо татуированных и бородатых молодых людей под кодовым названием «хипстеры» по залу бродили улыбчивые пузатые мужчины в годах, а также вполне респектабельные семейные пары с колясками.
Сколько бы люди ни пили, все вели себя прилично, никто ни к кому не приставал, а нечаянно друг на друга наткнувшись в толпе, учтиво извинялись. По всей видимости, культурный уровень публики обеспечил в том числе платный вход на мероприятие.
По соседству с дегустационным ангаром располагался огромный шатер со сценой, сиденьями и множеством мобильных точек фастфуда. Соломенные тюки вместо диванов, будоражащий аромат жарящегося мяса, гул толпы и музыка. Вечером выступала колоритная питерская джаз-группа Billy's Band, на разогреве — новосибирский коллектив «Проверено». Конкурсы проводили под стать пивной тематике. Выходят два парня. Ведущий спрашивает, как их зовут. Александр и Алексей. Ведущий (загибая пальцы): «Так, А-л-е-к-сан-др. Букв больше, ты выиграл!».
По мнению директора новосибирской крафтовой пивоварни Fenix Beer Никиты Лошинского, интерес к крафтовому пиву в городе — это скорее мода, чем сложившаяся субкультура. «Эта мода пришла в прошлом году и сейчас находится на своем пике.
Скоро, я думаю, интерес несколько спадет, но все равно стабильная аудитория у такого пива есть. Мы делали анализ для нашего магазина. Так вот, средний возраст аудитории — 32 года. Это состоявшиеся молодые люди, высококвалифицированные специалисты, крепкий средний класс. У них есть деньги, и они готовы переплачивать за качество и вкус», — рассуждает эксперт.
Марк Волков
Фото Виктора Дмитриева