При слове «ремейк» у современного российского зрителя появляется в глазах смертельная тоска. Издеваться над попытками войти еще раз в воду советских киноисторий устали уже даже сами кинокритики. Тем удивительней, что именно теперь создателям новой экранизации повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие» удалось сделать фильм, который как минимум не вызывает чувства неловкости. И что самое удивительное — достигается это отнюдь не средствами компьютерной графики, а старыми добрыми способами: работой камеры и игрой актеров.
«А зори здесь тихие» (Россия, 2015) — военная драма, экранизация одноименной повести Бориса Васильева (1969). Режиссер — Ренат Давлетьяров («Любовь-морковь»). В ролях: Петр Федоров, Кристина Асмус, Дарья Мороз, Агния Кузнецова. 3D. 120 минут. 12+
На «курорте» — невдалеке от линии фронта в карельских лесах — стоит никому не нужный разъезд, где пьют и морально разлагаются в обществе вдовых и просто одиноких селянок бойцы Красной армии. После очередного дебоша, устроенного личным составом, комендант разъезда старшина Васков (Петр Федоров) просит командование прислать ему бойцов, равнодушных к алкоголю и женщинам, и в итоге получает десяток с небольшим девушек-зенитчиц. «Нашли, значит, непьющих», — произносит Васков и отправляется сооружать для подчиненных казарму и сортир под осуждающими взглядами местных жительниц, лишенных теперь мужского тепла и солдатских рук.
Очень скоро, впрочем, шутки заканчиваются. Обнаружив случайно в лесу двух немецких диверсантов, Васков получает приказ задержать их собственными силами, но, отправившись на задание вместе с пятью девушками-бойцами, обнаруживает, что врагов в несколько раз больше.
Повесть «А зори здесь тихие» была опубликована в 1969 году и стала первым настоящим успехом немолодого уже (ему было на тот момент 45 лет) писателя-фронтовика Бориса Васильева. На войне Васильев провел 3 года. Был кавалеристом, затем пулеметчиком в воздушно-десантных войсках, пока не был контужен весной 1943-го. Слава могла прийти к нему куда раньше — свою пьесу «Танкисты» (по которой позже будет снят другой знаменитый фильм «Офицеры») он написал еще в 1954 году, но для того времени она оказалась слишком смелой. После «Зорь» по книгам Васильева было снято еще немало фильмов, в том числе таких шедевров, как «Не стреляйте в белых лебедей», «Аты-баты, шли солдаты…». Последним нашумевшим произведением стала предперестроечная «А завтра была война».
Тем не менее «Зори» занимают в череде советских фильмов о войне особое место. И дело даже не в том, что его посмотрели в СССР порядка 66 млн зрителей (по сегодняшним ценам такое количество проданных билетов означало бы общие сборы, вдвое превышающие «Аватар»).
Просто история, придуманная Васильевым, оказалась одновременно и захватывающей, и пронзительно человечной, лишенной пропагандистской шелухи и привычных штампов военного кино. Подобно героям книги в их пути через трясину, создателям фильма удалось найти тонкую тропку, нигде серьезно не погрешив против окопной правды, но и не нарушив многочисленных советских запретов и табу (из-за которых немало хороших фильмов легло на полку или было безжалостно порезано).
Желание снять новую экранизацию повести режиссер Ренат Давлетьяров (он старательно избегает слова «ремейк») объясняет просто: хотелось снять что-то хорошее на военную тему к 70-летию Победы, но денег на что-то масштабное не давали. Пришлось искать сценарий, где можно было бы обойтись без дорогих спецэффектов. По словам Давлетьярова, идею снять новые «Зори» ему предлагал Владимир Машков (с собой в главной роли) еще 10 лет назад, но тогда трогать киноклассику не решились.
Новый фильм, так же как и лента 1971 года, довольно подробно следует за повестью.
Разве что режиссер все же добавил в новые «Зори» пару-тройку коротких батальных эпизодов со взрывами и горящими избами — нужно же что-то динамичное вставить потом в трейлер. Помимо обычной существует версия в 3D, но это не более чем уступка правилам кинопроката — выпуклое изображение ничего не добавляет простой и камерной истории, а, скорее, вредит ей, делая картинку игрушечной.
Единственное серьезное дополнение, на которое решились создатели фильма, — это некоторое расширение довоенных историй героинь. Так, Лиза Бричкина стала дочерью сосланного в Сибирь кулака, а сиротство Гали Четвертак (в повести никак не комментируемое) оказалось следствием сталинских репрессий. Впрочем, вставки эти выглядят простыми приметами эпохи, которые, кстати, мог бы придумать и сам Васильев (достаточно вспомнить его повесть «Завтра была война»), будь у него в 1969 году такая возможность. Более того, суровость и довоенного времени (отсутствующая в первоисточнике) тоже вносит в историю дополнительное изменение. Ведь в реальном СССР в окопах оказались отнюдь не только ревностные сталинисты, но и миллионы тех, по чьим судьбам режим проехался стальным катком. Но общая беда и общая угроза оказались сильнее боли и обид прошлого.
Вопреки скепсису (все уже привыкли встречать новые версии старых фильмов глубоким вздохом), «Зори» Давлетьярова как минимум не вызывают чувства неловкости — это грамотно снятое кино: без длиннот, логических нестыковок и неуклюжих диалогов, которыми славятся современные фильмы о войне.
Федот Васков в исполнении Петра Федорова по-своему убедителен, хотя человеческая история, придуманная Васильевым (простоватый крестьянский сын с 4-мя классами и несчастной личной жизнью), сидит на взрывном темпераменте Федорова так же неловко, как положенные по роли усы на лице актера. Девушки тоже справляются — даже несколько заезженной сейчас телевизором Кристине Асмус (Галя Четвертак) удается уже к середине фильма убедить зрителей забыть ее Варвару Черноус из «Интернов».
Не обошелся режиссер и без подмигивания киноманам — в одной из сцен Асмус, например, изображает всех хоббитов разом (вместо назгулов над ее головой проходят фашисты, которые постоянно носят на голове темные маскировочные сетки, что превращает их лица в зловещие черные пятна).
Конечно, и Федоров, и все пять его партнерш по фильму мало похожи на те лица, которые смотрят на нас с фотографий военных лет. Но, строго говоря, то же самое можно сказать и про фильм 1971 года.
Самое главное — поведать историю, от которой временами по-настоящему щемит сердце и на глаза наворачиваются слезы, — создателям фильма удалось. «А зори здесь тихие» — это редкое современное кино о войне, которое, по-моему, не вызовет возражений ни у «патриотов», ни у «западников».
В нем нет ни чугунной патетики, ни демонстративного пацифизма (положили людей ни за что). Смерть главных героинь воспринимается не как жертва (священная или бессмысленная), а прежде всего как трагедия. Вина за которую лежит не на бестолковом руководстве и даже не на злобных фашистах. Просто война, она так вот и выглядит — это тела молодых, еще вчера полных любви и надежд девушек, оставшихся остывать на замшелых камнях в карельской глухомани.
Оценка НГС.АФИША: 4,5 из 5
Стас Соколов
Кадры из фильма — kinopoisk.ru