NGS
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+9°

ясная погода, без осадков

ощущается как +7

1 м/c,

ю-в.

762мм 47%
Подробнее
5 Пробки
USD 92,01
EUR 98,72
Реклама
Развлечения Три пары стройных женских ног (фоторепортаж)

Три пары стройных женских ног (фоторепортаж)

В Новосибирске придумали альтернативу стриптизу и ночным клубам — чувственные танцы в длинных легких платьях с глубоким декольте

На бал-маскарад в честь 200-летия со дня рождения поэта Михаила Лермонтова в концертном зале им. Каца мэрия пригласила воспитанников музыкальных школ и школ искусств, старшеклассников и студентов новосибирских вузов — всего набралось около 1000 человек. Большинство молодых людей облачились в современные костюмы и вечерние платья. Гусарские костюмы и наряды по моде XIX века надели немногие, маски взяли с собой единицы.

14 октября тысяча новосибирских студентов предпочла ночным клубам бал-маскарад в концертном зале имени Каца. Барышни в пышных платьях и молодые гусары чинно прохаживались, восхваляя этикет и нравственность XIX века. Корреспонденты НГС.АФИША отправились посмотреть на модель бала позапрошлого века и заодно выяснили, возможно ли повторение трагической истории «Маскарада» в Новосибирске, а также узнали, так ли целомудренны были ночные увеселения в далеком прошлом.

На открытии в фойе здания духовой оркестр Игоря Зугрова периодически играл вальс Арама Хачатуряна к балету «Маскарад» по драме Лермонтова, чуть реже — свиридовский вальс к «Метели» по Пушкину. Легкая тревожность музыки заставила приглашенных загадочно молчать — они медленно передвигались по залам, рассматривая друг друга, а чуть позже расслабились и принялись фотографироваться.
Бал считался важным элементом дворянского быта. Хотя, как оказалось, изящные танцы и занимательные разговоры образованных людей ни о чем особенном и сейчас привлекают молодежь. Подобно ролевым играм по толкиеновским мирам или популярным ныне квестам в реальном времени, они притягательно контрастируют с современностью и ее реальными проблемами.
Чтобы воспроизвести атмосферу XIX века, организаторы устроили салоны, где можно было сделать маски и бутоньерки, написать письма пером и чернилами, учиться вальсам и мазуркам, сфотографироваться в помпезном интерьере и даже гадать. К магам выстроилась самая длинная очередь.
Тот самый петербургский маскарад в доме Энгельгардта, о котором писал Лермонтов, был первым публичным маскарадом в России, посещать его могли все заплатившие за билет. Как писал известный культуролог Юрий Лотман, посетители там были очень разные, и социальные контрасты и распущенность поведения быстро превратили эти маскарады в центр скандальных историй и слухов.
Очевидно, что на балу в зале Каца была воспроизведена только внешняя составляющая празднества. На маскараде в пьесе Лермонтова разыгрались настоящая трагедия — главный герой Евгений Арбенин приревновал якобы изменившую жену Нину к князю и вскоре, ослепленный безумной ревностью, отравил ее мороженым с ядом.
В Новосибирске тоже периодически случаются подобные криминальные любовные истории. Только за 2013 год в Новосибирске было три убийства молодых девушек на почве ревности — одной из них «отелло» перерезал горло прямо на глазах у прохожих на ул. Лежена. А несколько лет назад город поразился истории 40-летней дамы — бывшего заместителя гендиректора по экономике и финансам ЗАО «Строитель», виновной в убийстве молодой соперницы, к которой ушел 45-летний тогдашний гендиректор компании. Он же впоследствии сам убил киллера любимой девушки.
На празднике в филармонии сложно было избавиться от ощущения, что мероприятие организовано на волне с борьбой против Дня первокурсника, отмечаемого в ночных клубах города. По словам начальника культурного департамента Новосибирска Анны Терешковой, такие балы гораздо затратнее клубных развлечений, особенно морально. «Проще загнать в ночной клуб, продать побольше билетов, еще на этом заработать, и все пьяные-счастливые будут. Но это неправильно. Нельзя превращать любое мероприятие в бардак», — считает глава департамента.
Новосибирский министр культуры Василий Кузин сказал, что не знает, что именно творится в ночных клубах — «действительно ли это было очень плохо или просто очень шумно». Он отметил, что балы с классической музыкой должны проводиться раз в 2 недели — месяц, на них смогут попасть все желающие. Что касается открытых площадок, власти думают провести летом большой хоровой фестиваль на площади Ленина и участить концерты оркестров в Центральном парке и Нарымском и Первомайском скверах.
По мнению мэра Анатолия Локтя, на фоне «утонченных нравов и уточненных отношений [XIX века] современность смотрится грубоватой, в чем-то слишком прямолинейной». В чем-то мэр прав — например, вальс сейчас кажется танцем невинным, а во времена Лермонтова это был соблазнительный процесс: «близость танцующих способствовала интимности, а соприкосновение рук позволяло передавать записки», писал Лотман в своих «Беседах о русской культуре».
Юрий Лотман упоминает, что бал был не единственной возможностью весело и шумно провести ночь — альтернативой были холостые попойки и жесткие картежные игры. Молодые люди могли слоняться ночью по улицам и хулиганить: к примеру, в конце 1820-х годов сын графа Михаил Бутурлин (прототип Онегина) с приятелями сорвал с двуглавого орла на аптечной вывеске скипетр и державу и шествовал с ними через центр города.
В Ново-Николаевске тоже было где поразвлечься — от благородных ученических балов до неформальных концертов ансамблей молодых музыкантов (они устраивались в районе нынешнего кинотеатра «Победа»), рассказал автор книги «Мифосибирск», историк Игорь Маранин. По его словам, разврат в Ново-Николаевске сосредоточился на ул. Инской, где нелегальные притоны могли посещать и старшеклассники. Опиума же в городе тоже хватало — с этой бедой боролись, признал историк.
В период 1910-х годов в Ново-Николаевске было 120 публичных домов, только 7 из них были легальными, рассказал сотрудник музея города Новосибирска Константин Голодяев. В городе тогда действовал знаменитый полицмейстер Бернхард Висман, крышевавший «дома терпимости», разоблачили его только перед войной. Самый большой публичный дом же был на месте памятника с соболями в центре города на ул. Горького.
В филармонии шоу началось в 17 часов: артисты в карнавальных костюмах стали кружиться по всему зрительному залу, открывая торжественную часть. Со сцены раздавались романсы на стихи Лермонтова, рассказы об основных вехах его жизни, мэр с выражением читал «На смерть поэта», а министр культуры Василий Кузин читал выдержки из «Евгения Онегина». «Увы, на разные забавы я много жизни погубил! Но если б не страдали нравы, я балы б до сих пор любил», — цитировал министр, оборвав строфу до описания женских ножек.
К слову, в ночные клубы уже не сходишь на маскарад, исключая разве что Хэллоуин. Раньше карнавальные вечеринки со строгим дресс-кодом в тематике «Стиляг», «Великого Гэтсби», Мэрилин Монро устраивались в клубе «DoжDь», бывали маскарады и в «Килёв-баре», вспомнил директор креативного агентства Sleep No More Макс Торгунаков. Он отметил, что не только маскарады, но и сами клубы уже не популярны, в моде сейчас — коктейль-бары.
Пятнадцатилетний Дима из Инженерного лицея НГТУ (на фото второй слева) заверил, что ему вообще не интересны современные развлечения вроде тех же клубов или кино — ему больше нравится позапрошлое столетие с его музыкой, духом и даже дуэлями ради принципов. Однако, поразмыслив, Дима сказал, что жить бы тогда не хотел — «вдруг я бы был крестьянином? Мне это не нужно».
Мария Морсина

Фото Ольги Бурлаковой
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления