В «Победе» прошел трехдневный фестиваль израильского кино. Пять фильмов, представленных в программе, никогда не шли в российском прокате. Поэтому на каждом сеансе зал был скорее полон, чем пуст…
Надо сказать, что Израильский культурный центр в Новосибирске взялся за проведение столь значимого мероприятия со знанием дела и начал «разогревать» потенциальную публику уже за два дня до старта фестиваля. Сначала была устроена грандиозная вечеринка, приуроченная сразу к трем событиям: собственно PreParty данного фестиваля, приезду звезд-финалистов международного конкурса ивритской песни «Аллилуйя» в Новосибирск и, в конечном счете, к веселому празднику Пурим. Соединив три в одном, организаторы продемонстрировали одну из самых ярких особенностей своего национального характера.
На следующий день, 22 марта, уже в рамках открытия фестиваля израильского кино состоялся закрытый показ фильма «Реставрация», куда можно было попасть только по приглашениям, которые начали распространяться среди друзей через социальные сети уже за неделю до начала мероприятия. Поэтому на фуршете в кинотеатре присутствовали только свои люди: представители посольства Израиля, еврейского клуба «Сохнут», Израильского культурного центра в Новосибирске и их друзья.
Фильм, показанный на открытии, в оригинале называется «Доброе утро, господин Фидельман!» и рассказывает о пожилом реставраторе Якове Фидельмане. Картину, безусловно, следует отнести к достижениям национальной кинематографии, чему подтверждение — престижный приз «Хрустальный глобус», завоеванный в прошлом году на МКФ в Карловых Варах. Адекватность произведения сохранилась благодаря субтитрам, однако тот факт, что фильмы шли в видеопроекции, не в лучшую сторону отразился на изображении, которое было блеклым и ненасыщенным.
Но зрителям выбирать не приходится, поскольку за исключением таких вот недель-ретроспектив (по большому счету, назвать это фестивалем язык не поворачивается), которые проводятся хоть и не регулярно, но более-менее постоянно, начиная еще с советских времен, израильское кино в наших кинотеатрах увидеть невозможно.
Помнится, в конце 80-х я был на одной из первых таких недель в питерском кинотеатре «Аврора». Помню даже название одного из фильмов — «Лето Авии». Помню, что были аншлаги и билет я смог купить только на первый ряд, потому пришлось сильно задирать голову. Судя по интеллигентным комментариям, которые раздавались в зале, меня окружали представители последней волны репатриантов…
Как это ни удивительно, но и сегодня ценность этих мероприятий не стала меньше. Похоже, что на израильских фильмах в Новосибирске была публика, которая обычно не ходит в кино. Слишком уж непосредственная была реакция зрителей на события, показанные хотя бы в той же «Династии Шварц», картине, которую в телевизоре наверно было бы невозможно смотреть, а здесь — в совершенно определенном контексте приобретшей вдруг неповторимый колорит…
Фото theepochtimes.com