NGS
Погода

Сейчас+7°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+7°

пасмурно, без осадков

ощущается как +4

2 м/c,

с-в.

746мм 62%
Подробнее
4 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Реклама
Развлечения Ислам для среднего класса

Ислам для среднего класса

Иранская драма, забравшая всех главных «медведей» Берлинcкого кинофестиваля, могла бы быть послужить хорошим примером российским кинематографистам — как надо снимать авторское кино с человеческим лицом.

В который раз убеждаюсь, что восточное кино — самое тонкое, пронзительное и гуманистическое кино в мире, как бы субъективно это ни звучало. И насколько все-таки выродился рынок проката, если иранский фильм, устроивший фурор на последнем Берлинском кинофестивале, можно посмотреть лишь в одном кинотеатре города — как всегда, в «Победе», отвечающей у нас за фестивальное кино. Речь идет о семейной драме «Развод Надера и Симим» — это лента иранского режиссера Асгара Фархади, которая на Берлинале взяла сразу несколько «медведей»: триумфального золотого и двух серебряных — за лучшую женскую и мужскую роль. Даже учитывая слабость жюри к восточному кинематографу, мне не удается припомнить другой такой же безоговорочной победы.

«Развод Надера и Симим» — из тех редких фильмов, которые хочется смотреть до конца бегущих арабской вязью титров. Семейная пара, самые обыкновенные представители иранского среднего класса, у каждого из которых по «Пежо», мучительно разводятся, потому что Симим, вполне себе феминизированная мусульманка с европейским мышлением, не видит будущего в своей стране ни для себя, ни для 11-летней дочери. Надер же, для которого ислам — нечто такое же бытовое и само собой разумеющееся, как для нас — обычные правила этикета, не может бросить больного Альцгеймером отца. Драма накаляется практически с первых же кадров: когда камера берет крупным планом то растерянную дочку в очках и детском хиджабе, то беспомощного старика, вцепившегося в руку уходящей Симим, и с такой бездонной тоской в глазах, что невольно понимаешь: он, несмотря на весь творящийся у него в голове хаос и глубочайший маразм, больше, чем кто-либо другой здесь, понимает всю глубину назревающей трагедии.

И хоть фильм снят в обычной реалистичной манере и почти лишен саундтрека, он до самого последнего момента будто потрескивает искорками неспадающего напряжения. Казалось бы, ружье выстрелило — вот оно, второе дно разыгравшейся драмы, горло сжимает при виде того, как блестяще исполняет Сарэ Байат роль запуганной изможденной домработницы Надера, потерявшей ребенка, как играют ее уставшие и отчаянные глаза, нервная, умоляющая улыбка. Фархади снял глубочайшее гуманистическое кино — о сострадании, милосердии, о прощении, о самом лучшем, что есть в человеке, и одновременно о самых грязных задворках души, на которое человека выбрасывает собачья жизнь. Все виноваты, и при этом никто не виноват — просто случилась беда.

Я не помню фильма, по крайней мере — снятого в последние годы, в котором бы идеально играли абсолютно все актеры, в котором бы экспрессия так гармонично переплеталась с экзистенциальной драмой и «сочувствующим реализмом». При этом крайне любопытно и тонко изображен мусульманский мир и менталитет живущих в нем людей, которым религия, как самый крепкий внутренний нравственный закон, не позволяет солгать, держа руку на Коране. Хороший пример для российского авторского кинематографа, в котором эмоции и экспрессия считаются пошлостью, а диалоги — дурным тоном, а еще лучше, если главные герои будут этакими инертными молекулами толпы, толкущимися по жизни в бессмысленном броуновском движении.

Фото kinopoisk.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления