В феврале 2010 г. стали известны результаты самой влиятельной музыкальной премии мира «Грэмми». Аспиды и василиски мирового шоу-бизнеса распределили три призовых места следующим образом. Креолка Бейонсе стала лучшей в шести номинациях, среди них «Песня года». Альбомом года был назван диск «Fearless», записанный 20-летней кантри-барби-барышней Тэйлор Свифт (3 номинации). «Лучший электронный и танцевальный альбом» вышел у королевы фриков всей Земли — Стефани Джоанны Анжелины Джерманотты, более известной как Леди Гага (2 номинации). Корреспондент НГС.РЕЛАКС решил отрецензировать три главных альбома (по мнению судей «Грэмми»), присовокупив в качестве бонуса диск года согласно разумению редакции.
Бейонсе «I Am... Sasha Fierce», 2008 (продано 6 млн копий). Бейонсе Жизель Ноулз — грудастая луизианская креолка, атаманша R&B коллектива Destiny's Child — поет умело и по-негритянски, что выгодно отличает ее от розового мяса Бритни Спирс. Альбом «I Am... Sasha Fierce» («Я… Саша Лютая») делится на две части: «Я» и «Саша Лютая» (так артистка вокального жанра называет свое альтер-эго, готовое переть напролом и совокупляться со всем подряд). В первой части Бейонсе поет пафосную стадионную лирику (следующая ступень — унылые медляки школьных дискотек по всей планете). Начинается тягомотина с песни If I were a Boy «Если б я была мужчинкой», в которой госпожа Ноулз мечтает пить пиво по утрам. Затем, ничтоже сумняшеся, Бейонсе обращается к Деве Марии. Часть вторая, «Саша Лютая», повеселее. Ее главная изюмина — «лучшая R&B песня-2010» Single Ladies («Незамужние девчонки»), с достойным Ирины Аллегровой текстом, однако милой мелодикой и отголосками спиричуэлса.
Сидим в клубе, расставшись вновь,
Не думаю, что это любовь.
Знаю, это шанс показать тебе класс.
Ведь если я тебе нужна, надень кольцо сюда,
Если я тебе нужна, надень кольцо сюда.
Тэйлор Свифт «Fearless», 2008 (продано 8 млн копий). 20-летняя уроженка заштатного городка Вайомиссинг, что в Пенсильвании, уже в 10 лет выигрывала песенные конкурсы на ярмарках. До того как шоу-бизнес проглотил ее, успела посидеть с гитарой и жертвенной шляпой на улице. Акустический кантри-рок Тэйлор Свифт незатейлив, но симпатичен, голос-колокольчик трогательно бормочет о переживаниях старшеклассниц и девственных грезах юности. Продюсер подкорректировал «имидж проекта Свифт», добавил деньжищ в аранжировку а-ля Cranberries (что в прямом и переносном смысле значит «клюква»), приправил «сумеречной» вампирской готикой, а живую девушку превратил в куклу Барби из колледжа для умственно отсталых девиц. Между тем, многие песни альбома «Fearless» звучат искренне и трогательно.
Ты делаешь глубокий вдох и открываешь дверь.
Наступило утро. Это твой первый день.
Ты говоришь друзьям «Привет», тебя не замечают в первое мгновенье,
Попробуй остаться в стороне от всех.
Пока что ты новенькая…
Lady Gaga «The Fame», 2008 (продано 8 млн копий). Альбом Стефани Джоанны Анжелины Джерманотты, более известной как Lady Gaga, называется просто и скромно: «Fame», то есть «слава». Прославиться Гага успела за суперкороткий срок, «Fame» — ее дебютный альбом. Слушать его без клипов не рекомендуется. Потому что в этом случае в уши польется окрошка из заурядного «двигай попой» синти (Just Dance), пост-Queen’овского мелодичного поп-рока (Again Again), агрессивного глэма и R’n’B cо слащавой фортепьянкой. На танцполе ягодицы от такой музыки экспрессией заряжаются, но без оргазма. Иное дело внешний облик певицы — именно своим фрикачеством, марсианскими нарядами, длиннющими рогами, кетчупом на платьях и асбестовыми сетками на ногтях Стефани Джоанна Анжелина Джерманотта снискала расположение у инопланетян, модельеров и широкой публики. Как говорит сама Гага, все это было вдохновлено Энди Уорхоллом и сдобрено кокаином, а также другими психоактивными веществами.
Га-га у-ля-ля!
Хочу замутить с тобой грязный романчик!
Я, кажется, немного перебрала спиртного,
Все вокруг принялись скакать и веселиться,
Как же он офигенно танцует! Боже, где же мой напиток? Где мои ключи, где мой мобильник?
Бонус — выбор НГС.РЕЛАКС:
В качестве приятного дополнения к сладкоголосым пышнотелым поп-дивам хотелось бы рассказать о еще одном (действительно достойном) альбоме малийско-алжирской группы Tinariwen, завоевавшем альтернативную премию Uncut Music Award 2009, обойдя не только старичка Боба Дилана, но и раскрученных рокеров Kings of Leon (Грэмми, NME и т.д.).
Tinariwen «Imidiwan: Companions», 2009. История группы — едва ли не самая впечатляющая в мировом рок-н-ролле. В 1963 году, во время переворота в Мали, 4-летний туарег Ибрагим наблюдал, как военные стреляют в его родных, сжигают лачугу и крадут верблюдов. Семья мальчика бежала в Алжир, где он не захотел ходить в школу и в течение ряда лет странствовал с бродячими музыкантами по Сахаре. Как-то в сельском кинотеатре он увидел фильм о ковбое с гитарой, после чего смастерил электрогитару из подручных средств — жестянок, проволоки, деревяшек. Позже Ибрагим собрал группу Kel Tinariwen («Парни из Пустыни»), они играли народные туарегские мелодии, совмещая их с Led Zeppelin, Сантаной, Хендриксом и Бобом Марли. Музыканты Tinariwen не только играли, но и участвовали в восстаниях, «с винтовкой в одной руке и гитарой в другой». Для Европы и Америки туарегский блюз стал настоящим открытием. Альбом «Imidiwan: Companions» поражает абсолютно психоделическим и одновременно пронзительно жестоким голосом пустыни, жителем которой предстоит стать слушателю.
Владимир Иткин