Николай Павленко известен как дрессировщик с мягкой, даже интеллигентной манерой работы с хищниками. Его называют «дирижером тигров» — за то, что использует не хлыст или металлическую вилку, а легкую, почти дирижерскую, палочку, а на выступления выходит во фраке. В своем знаменитом тигрином аттракционе он использует минимум давления на животных, в общем, всячески противоречит сложившемуся образу циркового укротителя. Удается ли известному дрессировщику руководить хищниками без применения насилия, проверила корреспондент НГС.РЕЛАКС.
Несмотря на то что программа называется «Суматранские тигры», сами тигры на сцене присутствуют только во второй части представления. Первое отделение, притом что оно длится примерно в два с половиной раза дольше второго, состоит исключительно из классики циркового жанра: эквилибристы, акробаты, дрессированные собачки, кошки, смертельный номер с медведем, жонглеры. Не хватало только клоуна, который, как стало известно корреспонденту НГС.РЕЛАКС, не смог выступать из-за травмы. Номера, по большей части, были очень хорошо сделаны и обходились без цирковых банальностей в виде костюмов диких расцветок и заявлений о смертельном номере.
Стоит отметить, что одни из первых представителей этой породы, ненамного более многочисленной, чем суматранские тигры, в Россию были завезены Николаем Павленко специально для своих выступлений. Сейчас Павленко самый большой заводчик японских шпицев в России. Импортирование животных себя оправдало: номер получился не просто красивым, но даже стильным, если конечно цирковому выступлению можно дать такое определение, — множество белых собачек подобно ожившему японскому мультику.
Все второе отделение было посвящено собственно полосатым хищникам. На арену вышли 13 тигров разного возраста и размеров. Для безопасности зрителей арена была ограждена проволочной сеткой, а зверей на нее выводили по специальному «тигропроводу» — туннеля из стальных прутьев, который соединял клетку с хищником и арену. По словам дрессировщика, особенности суматранцев по сравнению, например, с амурскими тиграми в том, что они «с короткой бархатной шерстью, более темные по окрасу, с узкими длинными полосами, есть и отличия в строении корпуса, но самое главное, что в дрессуре они более темпераментны».
Кстати, те, кто беспокоится за судьбу фауны острова Суматра, могут быть спокойны: по словам Николая Павленко, ни он, ни любой другой дрессировщик не работает с животными, отловленными из природы.
Для работы в цирке подходят только животные, рожденные в неволе, поскольку дикие хищники практически не приручаемы, кроме того, при отлове им наносится тяжелейшая психологическая травма. Тигры, работающие у Павленко, — это уже целые цирковые династии, которые по несколько поколений живут в неволе.
Тигры, вышедшие на арену цирка, были и правда очень красивые. Описывать этих крупных кошек не имеет смысла — это как раз тот случай, когда надо один раз увидеть. Но, по мнению корреспондента НГС.РЕЛАКС, лучше это сделать это не в цирке, а зоопарке, особенно если вы любите животных: особой мягкости в работе Павленко неопытному взгляду заметно не было. За попытки неповиновения тигров весьма сурово «охлаждали» палкой, явно тяжелой и явно металлической. Кроме того, вне арены стоял помощник с длинным шестом, тоже металлическим, и тоже не очень ласково толкал кошек, которые предпочитали отсиживаться, а не прыгать, например, через горящее кольцо.
Трюки, надо отметить, не были особо динамичными, основу программы составляли различного рода построения и хождения по кругу, видимо, сказалось, что дюжине крупных животных на небольшой арене негде «разойтись».
В общем, применение силы к таким животным обосновано: тигр не домашняя кошка, он должен чувствовать, что человек, стоящий перед ним, не беззащитен. Но обосновано не значит оправдано: если без насилия такие развлечения невозможны, то нужны ли они вообще? Может, поэтому сейчас, в частности в Европе, к дрессуре животных, особенно хищников, относятся несколько прохладно.
Евгения Ердакова
Фото Евгении Брыковой