Российские рок-музыканты или остаются непоколебимыми, не меняя особо ничего в своем творчестве, этаким «умом, честью и совестью рок-н-ролла», как, например, Юрий Шевчук, или вечно экспериментируют над своим стилем, имиджем, собственной внешностью, созерцая с буддистским спокойствием происходящее вокруг, как Борис Гребенщиков. Лидер популярной группы «Сплин» Александр Васильев в данный период времени находится где-то посередине: с одной стороны, он уже не тот, каким был раньше, с другой — еще не погрузился окончательно в полное экспериментаторство над собой и своей музыкой. Правда, некоторые из последних песен Васильева, спетых на концерте в «Отдыхе», напоминали какие-то мантры.
До нас доехал со своим последним альбомом один из мастодонтов русского рока — группа «Сплин». Наш город был последним в рамках мини-, даже, можно сказать, микро-тура по городам Сибири — Омск, Новокузнецк, Барнаул и Новосибирск. Надо еще заметить, что этот относительно новый альбом к нам добирался почти два года — релиз диска «Раздвоение личности» состоялся аж в феврале 2007-го.
По мнению критиков, пластинка получилась несколько необычной для «Сплина»: Васильев решил поэкспериментировать и утяжелить свою музыку. Особенно заметны стали ударные. (Вообще барабанщик Алексей Мещеряков, пришедший в «Сплин» из другой питерской группы — «Катюша», довольно ярко выделялся и на концерте.) Вероятно, на изменение звучания повлияло в какой-то мере и то, что состав группы к тому времени значительно обновился. Даже легендарный флейтист Ян Николенко (правда, произошло это несколько ранее) оставил коллектив ради собственного музыкального проекта.
На концерте в клубе «Отдых» собралось порядка 1000 человек (по билетам и пригласительным), что, безусловно, являлось серьезной цифрой. К тому же в этот вечер в ДКЖ проходило (говорят, не менее успешно) выступление группы «Пикник». Цена билета на «Сплин» была от 600 рублей за входной (в день концерта — 800) и до 2000 за место со столиком. Правда, большинство людей перед началом концерта все равно переместились на танцпол к сцене.
Жизнь у сцены бурлила в основном за счет молодых поклонников питерских рокеров, которые, судя по всему, родились с группой примерно в одно время — в середине 1990-х. Активней всего публика реагировала на старые песни, как, например, «Джим» (композиция, с которой началось выступление «Сплина» в «Отдыхе») и «Остаемся зимовать». Впрочем, тут ничего удивительного нет — старые хиты воспринимаются на концертах с благодарностью поклонниками любых групп. Новое же творчество Васильева в первую очередь радовало самых молодых зрителей. Знакомый корреспондента НГС.РЕЛАКС, выросший на старых «сплиновских» вещах, заметил, что «Раздвоение личности» он вообще не воспринял с первого прослушивания.
Последние песни Васильева вообще воспринимаются как некие мантры. Безусловно, звучание «Сплина» стало более чистым (или вычищенным), в общем — более профессиональным, что всегда было присуще западным исполнителям и на что, как правило, мало обращали внимания наши рокеры. Тексты, в свою очередь, несколько упростились, если можно так выразиться, дошли до уровня забугорных исполнителей. Во многих композициях повторяются одни и те же фразы: например, «Добро пожаловать!» в песне, которую Александр Васильев представил как посвящение новорожденным, или «Я умер» — в «3007». (Эта композиция вообще умещается в несколько строк: Вдоль дорог лежал песок/ В никуда текла вода/ Шел три тысячи седьмой/ Я умер/ Из угла ползла игла/ На коралл летел корабль/ Шел три тысячи седьмой/ Я умер.)
Определенное завораживающее действие эти мантры все же оказывают. И не только на публику, но и, судя по всему, на самого Васильева.
Лидер «Сплина» ранее (в «домантровый» период) вел себя на концертах более спокойно, ныне его голова моталась из стороны в сторону — влево-вправо, влево-вправо… Как у импортной игрушки какой-нибудь буддистского божка. Юные же фанаты совершали во время таких мантр несколько иные движения — вверх-вниз, вверх-вниз (активно подпрыгивали на месте). «Где же прежний Васильев?» — несколько растерянно спрашивал непонятно у кого стоящий в сторонке 30-летний (на вид) мужчина. Лидеру же «Сплина» было хорошо. Тур завершился, судя по всему, успешно. Как и двухчасовой концерт...
Впрочем, всем, кого что-то не устраивает, Александр Васильев корректно ответил в песне «Всего хорошего»:
С сегодняшнего дня прошу считать меня растаможенным
И расторможенным.
А если ты не веришь мне — всего хорошего,
Всего хорошего.
Кто помнит прошлое —
Всего хорошего тому…
P.S. После Нового года «Сплин» хочет поэкспериментировать и с видео — поработать с кем-то из молодых клипмейкеров. «У них — свежий взгляд и незатасканные идеи», — заметил продюсер группы Александр Пономарев. Помимо этого начнется запись нового альбома. Уже даже намечен потенциальный хит — песня под названием «Больше никакого рок-н-ролла».
Илья Калинин
Фото Евгении Брыковой