NGS
Погода

Сейчас0°C

Сейчас в Новосибирске

Погода

ясная погода, без осадков

ощущается как -4

3 м/c,

южн.

746мм 67%
Подробнее
0 Пробки
USD 91,78
EUR 98,03
Реклама
Экономика Инженеры бизнеса

Инженеры бизнеса

Онлайн-конференция профессора Новосибирского госуниверситета экономики и управления Александра Новикова

За последнее десятилетие российская экономика и экономическая наука претерпели радикальные изменения. Для развития бизнеса и поддержания его эффективного функционирования менеджерам высшего звена необходимо системное видение происходящих экономических процессов. На рынок выходят новые формы дополнительного профессионального образования, среди которых наиболее заметным является получение степени Master of Business Administration (MBA). Новосибирский государственный университет экономики и управления является признанным экономическим вузом Сибири со сложившимися традициями в подготовке экономистов, поэтому он был первым высшим учебным заведением, предложившим обучение по Международной образовательной программе МВА в Новосибирске. Заведующий кафедрой Управление финансовым рынком и оценочная деятельность НГУЭУ, д.э.н, профессор Александр Новиков является директором программы МВА университета, которая реализуется совместно с вузом-партнером из ЮАР (город Дурбан), во время онлайн-конференции на НГС.НОВОСТИ ответил на вопросы посетителей нашего сайта.

При массовом появлении экономических факультетов в высших учебных заведениях считаете ли вы, что НГУЭУ является ведущим вузом города, готовящим специалистов экономического направления?

НГУЭУ является одним из базовых вузов экономического профиля в Новосибирске, но в то же время аналогичные специальности есть в каждом из вузов нашего города. Поэтому мне кажется, что основной задачей для НГУЭУ является наличие конкурентных преимуществ и достижение в Сибири лидирующих позиций в подготовке инженеров бизнеса. Понятие «инженер бизнеса» — это авторский термин, который означает специалиста, имеющего качественное образование, позволяющего создавать и поддерживать бизнес, а также постоянно совершенствовать свою квалификацию. «Инженер бизнеса» — это единое понятие, характеризующее уровень специалиста. С одной стороны, специалист должен быть инженером, то есть в совершенстве знать технологию организации бизнеса, с другой стороны, он должен знать суть предмета, являться носителем интеллектуального и социального капитала. Также термин «инженер бизнеса» является собирательным термином, соответствующим статусу университета. Университет должен давать не только фундаментальное образование, он должен готовить к решению проблем, выдвигаемых жизнью. Я считаю, что этот термин характеризует предназначение университета.

Соответствует ли наше экономическое образование международным стандартам?

В Советском Союзе экономическое образование было хорошим, а дипломы высоко ценились. В настоящий момент я бы выделил две крайности в этой области. Во-первых, это элитное образование, которое использует традиции советского образования, достижения отечественной экономической науки и зарубежный опыт. Но в то же время существуют и худшие образцы, когда студентам предлагается всего лишь начитка лекций, и в итоге выдается диплом. На мой взгляд, не следует ориентироваться на последний вариант и возводить его в ранг стандарта.

Какова судьба экономической науки в России?

Конечно же, экономическая наука жива! Здесь следует отдельно рассмотреть ее фундаментальные и прикладные аспекты. Фундаментальная экономическая наука переживает сложный период, поскольку отсутствует финансирование фундаментальных исследований и идет отток ученых из исследовательских институтов. В то же время достаточно активно развивается прикладная наука: создаются бизнес-центры, в том числе и в НГУЭУ существует база для развития прикладных бизнес-исследований.

Еще совсем недавно большинство российских вузов жаловались на то, что их научно-преподавательский состав стареет, а молодежь не хочет работать в системе высшего образования. Как с этим обстоят дела сегодня?

По-прежнему сохраняется тенденция старения профессорско-преподавательского состава вузов. Для привлечения и удержания кадров необходимо разрабатывать системы достойной оплаты труда, развивать возможности для прохождения стажировок в российских и зарубежных вузах. По моему мнению, ставка должна делаться на молодежь, но переход к омоложению кадров должен быть плавным. Старшее поколение должно получить возможность подготовить себе достойную смену.

Некоторые вузы Новосибирска предлагают дистанционное образование (второе высшее) с явкой студента лично только на защиту диплома. Как вы оцениваете эффективность данного вида обучения?

Дистанционная форма обучения — это один из способов организации учебного процесса. Но мне представляется более эффективным непосредственный контакт студента и преподавателя. Когда мы начинали нашу программу МВА с нашим партнером из ЮАР, то предполагали, что процесс обучения будет дистанционным. Однако мы решили, что нашим слушателям необходим контакт с преподавателям, поэтому каждую субботу у нас проходят очные занятия. Хотя для отдаленных слушателей дистанционная форма обучения — шанс получить образование.

В чем специфика обучения на программе МВА НГУЭУ в отличие, например, от других бизнес-школ и экономических факультетов вузов?

Прежде всего необходимо отметить форму обучения: программа МВА в НГУЭУ придерживается очно-дистанционного формата, когда раз в неделю проводятся очные занятия, но слушатели уделяют достаточно много времени самостоятельной работе, изучая учебную и научную литературу и выполняя задания и курсовые работы. Также стоит обратить внимание на то, что обучение ведется на русском языке, но успешные выпускники получают как российский документ (Диплом о профессиональной переподготовке), так и зарубежный диплом о присвоении степени Master of Business Administration (MBA). Мне кажется, это является одним из элементов уникальности нашей программы. Кроме того, в процессе обучения создается определенная бизнес-среда, когда слушатели могут обменяться своим уникальным профессиональным опытом и наладить новые деловые связи.

Вы можете дать портрет типичного слушателя программы МВА?

В 2007 году журнал «Финанс» составил рейтинг российских бизнес-школ. В проекте принимали участие 29 бизнес-школ из Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Воронежа и Саратова. Программа МВА в НГУЭУ вошла в пятерку лидеров по количеству топ-менеджеров среди слушателей, имея данный показатель в 70 %. Действительно, на программе МВА в НГУЭУ обучается особый сегмент бизнесменов и менеджеров. Они исключительны, амбициозны, стремятся к инновациям. Средний возраст наших слушателей — 35 лет, хотя есть и те, кому 25, и руководители, перешагнувшие 55-летний рубеж. Слушатели работают в различных отраслях экономики (торговля, финансы, производство, услуги, недвижимость и др.), что позволяет обмениваться опытом, расширять представление о других сферах деятельности. В основном это генеральные директора, их заместители по различным вопросам, главные бухгалтеры, но вторую половину составляют специалисты, начальники отделов и собственники бизнеса.

По каким принципам ваш университет подбирал партнера для реализации программы МВА?

Программа МВА в НГУЭУ начала развиваться в 2002 году, когда наш методический партнер — Международная Академия Менеджмента (Великобритания) — вышла с предложением о сотрудничестве как с ведущим экономическим вузом Западной Сибири. Тогда же и завязались связи с Колледжем Менеджмента Южной Африки (MANCOSA), в партнерстве с которым мы реализуем программу МВА. MANCOSA начал свою историю в 1994 году, когда совместно с Buckinghamshire Chilterns University (Лондон) был разработан дистанционный курс МВА. Таким образом, методическая база отличается полнотой и высокой степенью проработки. За свою историю Колледж успел выпустить уже несколько тысяч студентов. О качестве образования говорит тот факт, что выпускники программ находят применение полученным знаниям в управлении такими компаниями, как Mercedes, Chrysler, Chase Manhattan, Standard Oil, Nissan и многими другими. MANCOSA является одним из лидеров по предоставлению степени МВА в ЮАР.

Что целесообразнее в настоящее время — получение степени кандидата наук или степени МВА — и почему?

Если говорить о подходах, принятых в зарубежных образовательных учреждениях, то, обычно степень Ph.D. получают те, кто интересуется исследованиями и дальнейшей научной деятельностью. В свою очередь те, кто планирует заниматься практикой, поступают в бизнес-школы и получают степень МВА. В России же пока очень ценится степень кандидата наук, т.к. кандидатская диссертация содержит материал, который позволяет развиваться экономической науке и одновременно имеет практическую направленность. Но стоит отметить, что процессы обучения в аспирантуре и на программе МВА сильно отличаются.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления