Нужны ли банкам кредитные истории?
15 миллионов записей накопили созданные в 2005 году российские кредитные бюро. Львиная доля историй хранится в трех лидерах рынка: Национальном бюро кредитных историй, Инфокредите и Global Payments Credit Services. Однако на днях были обнародованы и другие цифры – число запросов от банков. В 2006 году таковых оказалось лишь 54 тысячи - капля в море, учитывая объемы кредитования в стране.
Версий этому выдвигают несколько: дороговизна запросов, недоверие банка к институту БКИ в целом, медлительность бюро в условиях, когда решение о кредите надо принимать мгновенно, наконец, обычная человеческая лень.
В Global Payments Credit Services объяснили такую странную пассивность банков (вроде бы, столько ждали появления бюро, и – на тебе!) тем, что они (банки) не готовы обрабатывать полученную из кредитных бюро информацию. Процесс внесения любого изменения в систему оценки довольно трудоемкий и сложный.
В бюро выразили уверенность, что со временем ситуация изменится, и банки поймут ценность получаемых данных.
Тем временем, пассивность банков объясняют и другой причиной. Эксперт, знающий всю систему изнутри и пожелавший остаться неназванным, утверждает, что дело, прежде всего, не в том, что кредитные истории дороги, а банки жадные или ленивые. Просто Центральный каталог кредитных историй (ЦККИ), по итогам работы которого и были выданы эти 54 тысячи запросов - это ресурс, который ориентирован не только и не столько на банки, сколько на клиентов. По изначальной задумке, заемщики должны будут обращаться в ЦККИ, чтобы следить за своей кредитной историей.
Банкам же информация ЦККИ не слишком интересна, потому что они сразу подключаются к бюро (или нескольким) и у них получают кредитный отчет, а не справку из каталога.
Таким образом, в реальности запросов от банков в прошлом году было наверняка больше, чем показывает официальная статистика. А вот станут ли бюро равноправными участниками рынка кредитования, оказывающими на него значительное влияние – покажет только время.