9 февраля новосибирская компания ООО «Топ-книга», самая крупная книготорговая фирма России, разместила облигационный заем на 700 млн рублей. Результаты превзошли самые смелые ожидания – 700 000 облигаций, стоимостью в 1000 рублей каждая, смели одним махом. Хватило далеко не всем – спрос превысил предложение почти в два раза. Фиксированная ставка купона на первый год – 11,35 %. Погашение купонов будет производиться в течение трех лет каждые полгода. Руководство «Топ-книги» довольно потирает руки.
Несмотря на то что центральный офис «Топ-Книги» находится вблизи от станции «Сеятель», с бессмертным «Сеятелем облигаций» Остапа Бендера параллель здесь не усматривается. «Топ-книга» уже давно утвердила за собой репутацию успешной кредитоспособной фирмы, о чем свидетельствует недавняя вексельная программа, которую компания проводила с 2004-го года. Нынешний облигационный заем свидетельствует о том, что «Топ-книга» вышла на новый уровень развития, и вексельные займы, сроком от 3 месяцев до года, ее уже не удовлетворяют.
«Сегодня наш кредитный портфель — около 1 миллиарда рублей. Облигационный заем большей частью пойдет на реструктуризацию кредитного портфеля, остальные средства будут вложены в развитие», – говорит генеральный директор «Топ-книги» Георгий Лямин.
И действительно, в развитие «Топ-книга» должна вложить немало денег, ведь в этом году фирма, помимо прочего, запланировала открыть по всей России 200 новых магазинов. На данный момент их 309 и функционируют они в 134 городах, охватывая приблизительно 80 % территории нашей страны.
Рядовой потребитель зачастую не ассоциирует «Топ-книгу» с ее магазинами, так как названия у них разные. Руководство компании не видит в этом особой проблемы. В отличие от Америки, где книготорговые гиганты «Borders» и «Barnes&Noble» имеют одноименные магазины, в России ситуация иная.
«Пиши-читай» (10 магазинов) – формат для райцентров. Это мелкие магазины с большой долей канцелярских товаров. Самый популярный формат – «Книгомир» (около 270 магазинов), площадь которого колеблется от 200 до 500 тысяч кв. метров. Помимо этого существуют специализированные форматы: «Сорока» (6 магазинов) – торговля периодикой и канцтоварами, и «Литера» (17 магазинов) – оптово-розничные магазины, где представлен весь «топовый» ассортимент по сниженным ценам.
И, наконец, огромные гипермаркеты «Лас-Книгас», площадью от 600 до 1200 кв. метров, в которых представлен практически весь ассортимент «Топ-книги», т.е. более 100 тысяч наименований. В некоторых гипермаркетах (а скоро и во всех), устав от изнурительных поисков, покупатель сможет выпить кофе и послушать музыку. Гипермаркеты существуют сейчас в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Челябинске.
В Новосибирске гипермаркет открывать будут, но наверняка не в этом году. Связано это с тем, что большое помещение выгоднее не арендовать, а строить самим. Когда и где будет запланировано строительство, пока не ясно.
Облигационный капитал будет вложен и в развитие распределительных складов по всей стране. В идеале «Топ-книга» планирует открыть их столько, чтобы каждый клиент в России, где бы он ни находился, имел возможность получить книгу в течение 24 часов с момента заказа. Конечно, планы эти более чем смелые, и руководство компании отдает себе отчет: если удастся исполнить их на 60-70 %, это уже будет очень хороший результат.
Собирается вкладываться «Топ-книга» и в интернет-торговлю, которая до сих пор шла достаточно вяло, в несколько раз уступая самому успешному в России интернет-магазину «Ozon». Однако ставку на интернет-торговлю компания делать не собирается, розничные продажи на порядок выгоднее интернетных не только в России, но и в странах с развитым книжным рынком. В США, например, доля интернет-торговли на книжном рынке составляет порядка 10 %, в Германии, где недавно «Bertelsmann» организовал свой интернет-магазин, - порядка 5%. В России эта доля - до 2%. По прогнозам аналитиков, в ближайшие 5 лет эта цифра достигнет максимум 5 %. Так что с этой стороны конкуренция традиционным формам книжного рынка пока не угрожает.
Владимир Иткин, специально для НГС.НОВОСТИ