Хороший руководитель должен задумываться не только о том, как улучшить производство и увеличить прибыль, но и как позаботиться о сотрудниках. Для этого компании тестируют разные управленческие принципы. Наглядный пример — компания «ОЗНА», которая занимается созданием инженерных решений для нефтегазовой отрасли.
«ОЗНА» придерживается концепции бережливого производства. Она нацелена на постоянное совершенствование рабочих процессов, чтобы выявить убытки и устранить их, чтобы тратить меньше времени и ресурсов — это сократит себестоимость продукции.
Один из главных инструментов бережливого производства — обратная связь с сотрудниками. Большая часть инициатив идет не сверху от руководства, как это обычно бывает, а снизу, поскольку работники на местах видят реальные проблемы и могут предложить варианты решения.
Как это работает на практике: опыт компании
В течение 15 лет в компании «ОЗНА» действует внутрикорпоративная система сбора предложений от сотрудников под названием «Есть идея», там собрано больше 8000 сообщений. Каждый может предложить идею, как улучшить процесс работы, и быть уверенным, что она не останется без внимания. Сообщения анализирует экспертный совет, который состоит из компетентных экономистов. Они оценивают экономический эффект, просчитывают издержки, обсуждают инициативу с автором и дают ответ, можно ли реализовать идею на практике.
— У нас на предприятиях трудится более 3,5 тысячи сотрудников, — рассказал управляющий партнер компании «ОЗНА» Марат Фаттахов. — Мы прислушиваемся к ним, ценим новые идеи. Видно, как это повышает мотивацию и увеличивает вовлеченность. В первом полугодии 2022 года во внутрикорпоративную систему поступило 1171 предложение — это на 120% больше, чем в прошлом. За те предложения, которые действительно принесут экономический эффект и пользу компании, предусмотрено материальное вознаграждение.
Марат Фанильевич добавляет, что даже в период дистанционной работы сотрудники были активны, число предложений не уменьшалось. В цехах и производственных зонах по-прежнему используют бумажные бланки, так что возможность высказаться есть у всех. А на внутрикорпоративном портале можно обсуждать выдвинутые предложения в комментариях. Руководство отслеживает, какую инициативу поддерживают другие, какие набирают много лайков и вызывают бурное обсуждение. Экспертный совет это учитывает. Если инициативу одобряют, средний срок внедрения составляет 50 дней. Авторы получают вознаграждение в размере 2-10% от экономического эффекта. Таким образом, все заинтересованы в практической пользе.
Польза нововведений
Система «Есть идея» стала живым пульсом для компании «ОЗНА». По результатам прошлого года было внедрено около 30% идей, а экономический эффект оценен в 27,5 млн рублей.
— Между руководителями отделов и подчиненными нет непробиваемой брони, учитываем любое предложение, — говорит управляющий партнер «ОЗНА» Марат Фаттахов. — Иногда понятно, что инициатива сотрудника не принесет прямой прибыли компании, но зато сделает более удобным рабочее пространство или улучшит атмосферу в коллективе, а это ведь тоже важно, поскольку настраивает на продуктивную работу.
Инициативы сотрудников в конечном счете имеют ценность для всех: позволяют улучшить качество продукции, повысить безопасность на производстве, сделать комфортными условия труда. Увеличить скорость разных этапов производства, устранить потери, лишние движения и перемещения по цеху.
Любое предложение — это вклад в развитие компании, который приводит к стабильному росту и обеспечивает конкурентоспособность.